В каком состоянии последний приют знаменитых казанцев?

В каком состоянии находятся могилы известных в Казани людей, мы узнали на Арском кладбище.

news_top_970_100

Ученые,  врачи, военные, техническая и творческая интеллигенция, музыканты и поэты, художники и партийные деятели, Герои Советского Союза - генералы и солдаты, умершие в госпиталях в годы войны... Люди, оставившие след своей души, на сотни лет нашли здесь свой последний приют.
ДИАЛОГ. Первое, что бросилось в глаза, – облетевшая краска с букв на могильном памятнике Александру Ключареву. Заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР, народный артист ТАССР, лауреат премии им. Тукая. Русский композитор, влюбленный в татарскую музыку, фольклорист, собиравший по всей Татарии забытые татарские песни и писавший на их основе сюиты, симфонии и песни, которые все потом признавали за народные.
- Нам таких заданий не дают, - ответил паренек с газонокосилкой на вопрос, почему памятник ободранный.  – Наша задача - следить за воинскими захоронениями. А здесь родственники должны убираться и красить.
- А если уже некому? Наверное,  у Лобачевского в живых уже нет никого.
- Ну-у, у Лобачевского мы убираем. И у Петлякова тоже. А вот у остальных  нет, - продолжил сотрудник кладбища.
ЗАВЕЩАНИЕ КОЛЛЕГЕ. На памятнике Лобачевскому читаю: «Помощник попечителя Казанского учебного округа, почетный член ученого совета Московского университета, член-корреспондент Геттингенского Королевского общества...» Уже при жизни наш знаменитый земляк был ученым с мировым именем. 1792 – 1856-й – всего 64 года прожил человек. Могила его представляет собой большую площадку, приподнятую над землей. Ее удобно убирать – подмести или шлангом полить. На одной площадке рядом с величественной тумбой – кресты, под которыми покоятся его родные.
Напротив скромная могила профессора Клячкина Григория Абрамовича. Даты жизни и смерти - 1872 – 1946-й. Невропатолог, физиотерапевт, доктор медицины и преподаватель мединститута. Могила тоже не выглядит заброшенной. После обильного дождя зелень свежая и пышная.  Говорят, что у врачей есть традиция ухаживать за могилами коллег. В хорошем состоянии могила Хомякова с высокой оградой черной ковки. Ниже фамилии написано: «Врачу-человеку - почитатели и друзья». Дата смерти - 1894-й. Порядок, в котором находится древнее захоронение, впечатляет.
В хорошем состоянии могила доктора меднаук профессора Русецкого Иосифа Иосифовича. Год смерти - 1964-й.  На могиле цветут пионы и левкои. Говорят, одна из его коллег по железнодорожной больнице завещала дочери поддерживать могилу в порядке. Значит, наказ матери дочь выполняет.
Другой известный медик Груздев Викторин, главный и первый гинеколог Казани. Год смерти - 1938-й. Он не казанский. Значит, рассчитывать на уход ему не приходится. Могила сильно заросла. Сбоку на памятнике надпись – «От правительства ТАССР». Она в двух шагах от церковной аллеи. Здесь же могила отца и сына Черняковых. Они тоже были хорошими врачами. Казанцы-ветераны помнят, что в любую погоду и в любое время суток эти доктора спешили на помощь больным.
Рядом ухоженная могила Ивана Владимировича Домрачева с высоко взметнувшимся бюстом народного хирурга. Раньше захоронение возле церкви считалось самым почетным. Рядом с церковными стенами хоронили святых и особо почитаемых граждан. Вся жизнь Ивана Владимировича была служением людям.
ПОЗАБЫТ-ПОЗАБРОШЕН. Обращаю внимание на то, как много могил, заросших американским кленом.  Значит, все, кому был дорог лежащий за оградой человек, умерли. А может, уехали, навсегда покинув наш город. С трудом отодвинув ветки, читаю на памятнике: «Доцент КАИ Кантор Рома Израилевич, 1907 год». Рядом похоронена его жена. Судя по заброшенности могилы, родные в Израиле.
Еще два часа брожу среди могил. На глаза попадаются то величественные современные захоронения, такие как у директора «Теплоконтроля» Анатолия Кулагина. То старинные памятники 19 века. То ангелочки над могилой, то кресты из черного мрамора...
ВЫВОД. Прихожу к мысли, что в центре города мы имеем старинный некрополь, которым могли бы гордиться не меньше, чем французы своим Сен-Женевьев-де-Буа или Пер-Лашезом или москвичи – Новодевичьим. Но, наверное, нужна специальная программа и средства в бюджете города по приведению казанского некрополя в должное состояние.
Вдруг, из дальних странствий возвратясь, захочет прийти на могилу своего учителя-профессора его известный во всем мире ученик. Или благодарный пациент придет поклониться своему врачу-спасителю. Или чей-то блудный сын вернется к могилам отца и матери...

news_right_column_240_400
news_bot_970_100