Как церковь возвращает деревне жизнь (+фоторепортаж)

Начал Павел Кузьмин со строительства церкви. Во все времена деревня считалась живой, если в ней было место, где можно помолиться и поклониться Богу... На днях мы вновь отправились в деревню Карабаяны Тюлячинского района в гости к тому самому бессребренику - Павлу Кузьмину.

news_top_970_100
Год назад «Казанские ведомости» рассказали о человеке, взявшемся возрождать свою родную деревню. 
НачалоКарабаянам примерно 600 лет. Если верить местным аборигенам, деревня появилась на месте одного из бивуаков Чингисхана, который шел походом по этим живописным местам. Возможно, отсюда и татарские нотки в названии поселения. 
- Последнюю церковь в Карабаянах снесли в восьмидесятых годах, - рассказывает Павел. - Ей на тот момент было 200 лет. За годы советской власти чего только в ней не было! И склад зерна, и прочее хозяйство. В начале 80-х захотел один деятель растащить ее по бревнам (они мощные, крепкие были), но однажды ночью церковь сгорела. Поговаривают, кто-то из местных поджег, чтобы не пошли намоленные бревна на нужды местного богатея.  
До советской власти это была богатая церковь с большим приходом. Судя по архивам епархии, в прихожанах числились 496 мужчин и 452 женщины - жители семи близлежащих деревень. Да и само село было немалое. Не поверите, три рынка здесь торговали! На праздник Казанской иконы Божией Матери и на Троицу собирались более тысячи человек.  После того как церковь сгорела, жизнь в Карабаянах начала угасать. Работы становилось все меньше, народ потянулся в город. Некогда крупное село превратилось в захудалую неперспективную деревушку. На тот момент, когда Павел Кузьмин взялся за строительство церкви, в Карабаянах осталось всего 10 - 12 домов, да и в тех зимой люди жили лишь в половине из них. Остальные уезжали в город к детям.
ДорогаБудет церковь, будет дорога - а с ней в деревню придет новая жизнь, верят в Карабаянах. Пока же, мы убедились, в деревне не живут, а выживают. 
- Можете себе представить ситуацию, когда у моего отца началась гангрена, а «скорая» приехать к нам отказалась, - взволнованно говорит один из жителей. - Дело было зимой. А в это время не то что машина, трактор с трудом по нашей дороге пробивается. Женщины от дома к дому на лыжах передвигаются. До автотрассы всего полтора километра, а добраться до нее невозможно! Пришлось грузить отца на два скрепленных между собой железных корыта и тащить на трассу к машине скорой помощи.
Летом у деревенских другая беда. Пока сухо, по грунтовой дороге с грехом пополам доехать до деревни можно. Но стоит пройти хорошему дождю, то такой дорожный экстрим получается, что авторалли «Шелковый путь» отдыхает! Только гусеничный трактор проедет. 
- Об асфальте не просим, хотя бы щебеночную дорогу от федеральной трассы через всю деревню провести, - мечтают деревенские. - Но в сельсовете твердят: деревня умирающая, перспектив у вас нет. Невыгодно строить в Карабаянах дорогу.
Правда, года два назад какое-то шевеление пошло. Даже деньги собирали на строительство, но финансы испарились, а дороги нормальной как не было, так и нет. 
Вода и хлеб насущныйВ это трудно поверить, но в век инновационных технологий в деревеньке, которая от Казани всего в 88 километрах, нет нормального водопровода.- Пьем воду из нашей речки, в которой хозяйничают бобры, а она такая вонючая! - вздыхают деревенские. - Есть родник, но старики разве могут натаскать ее своими больными руками и ногами?! Летом дети из Казани воду баллонами везут. А еще продукты. Раньше, года 3 - 4 назад, к нам хоть раз в месяц частная автолавка приезжала, но и ее сейчас нет. Хозяин говорит, бензина больше трачу, чем зарабатываю. Да и не проедет он к нам по бездорожью. В сельсовет в Больших Нырси, куда мы относимся, устали уже обращаться. А там от нас устали.
ВозрождениеНо то ли так совпало, то ли действительно из-за строительства церкви за этот год в деревне стали появляться новые дома. То там, то тут белеют бревнами свежие срубы, окна, сверкает на солнце оцинковка крыш.
- Люди возвращаются в деревню, - радуется Павел. - Немудрено, места-то тут красивые, благодатные! Да и работу можно найти. Надо только, чтобы руки с нужного места росли да желание было. Как это - жить на земле и голодать? Наши предки нам этого бы не простили. К сожалению, нынешний народ рассуждает по-другому. А мужчины в деревне все больше в бутылку заглядывают, чем на сад-огород.
За год Павел вместе с односельчанами поднял фундамент церкви, поставил сруб. На все это ушло примерно 300 тысяч рублей его личных сбережений.
- Увы, народ стал недоверчивый. Больно часто его обманывают. Поэтому я ни у кого не просил финансовой помощи, - объясняет Павел. - Спасибо большое людям за то, что бесплатно работают на строительстве. Но сейчас, когда у церкви появились стены, а скоро будет крыша и даже купол есть, люди сами стали вкладываться. Каждый по мере своих возможностей - кто 100 рублей, кто тысячу принесет,  за все благодарю. Это ведь богоугодное дело.
Зачем нужно Павлу это хлопотное и затратное дело? Мог бы себе дом построить...
- Дом я потихоньку построю. Только как в нем жить, если деревня, в которой родился и вырос, заглохнет, - отвечает он. - Меня часто об этом спрашивают.  Я скажу так: мой отец, которого в войну расстреляли и закопали, а он выжил, был в деревне очень уважаемым человеком. Его до сих пор вспоминают, а я им горжусь В деревне у него кличка была - Захар, в переводе «торопыга». Отец никогда не сидел без дела. Все время искал, чем полезным заняться. Наверное, мне хочется хотя бы немного быть похожим на него.
«Вылитый отец!» - говорят про Павла карабаяновцы. Много лет подряд, чтобы объединить людей и не дать развалиться деревне, Павел на свои деньги устраивал праздник Сабантуй, делал детям подарки. А потом решил возродить церковь. В каждый дом заходил, с каждым разговаривал, спрашивал разрешения, собирал подписи, которые потом отвез в епархию. Там Павла благословили, место освятили. Подняли архив и вернули церкви былое ее имя - в честь Казанской иконы Божией Матери.
- Я себе пять лет дал на строительство, - делится планами Павел. - К зиме, думаю, крышу закроем, окна поставим. А весной строительство дальше продолжим. Нам в епархии уже батюшку дали из соседней деревни, будет на два прихода служить. А в его отсутствие местные наши приглядят за церковью. Только бы дорога была!
КстатиКогда корреспондент «КВ» позвонил в сельсовет, чтобы узнать, когда в Карабаяны проложат дорогу и проведут водопровод, там ответили, что никаких письменных жалоб от деревенских не поступало. Стало быть, и проблем нет. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100