Речь идет о проекте онлайн-школы «Ана теле» по обучению татарскому языку, который разрабатывался по поручению Президента РТ Рустама Минниханова. Круглосуточный доступ к онлайн-школе из любой точки мира позволяет расширить аудиторию до невероятного количества человек, но программа пока разработана на 10 тысяч участников на один курс обучения. Здесь, как в настоящей школе, проходят уроки, учащиеся сдают экзамены, а после получают сертификаты.

Над проектом «Ана теле» работали лингвисты, ученые-языковеды, имеющие опыт создания крупнейшей международной школы дистанционного обучения.

- Есть реальные примеры успешного виртуального обучения, когда студенты Испании, Англии за год вполне достойно начинают говорить на татарском языке, - говорит академический руководитель проекта Кадрия Фатхуллова. - В «Ана теле» предусмотрено девять языковых уровней, что дает возможность достижения уровня владения языком выше базового. Главная инновация проекта - разговорные классы с преподавателями татарского языка. Это создает условия для овладения татарским языком как средством коммуникации.

- Тема изучения татарского языка очень актуальна, и не зря в Татарстане принята новая программа по реализации закона о языках РТ, которая рассчитана на 10 лет, - сказал в беседе с корреспондентом «КВ» декан факультета журналистики и социологии Васил Гарифуллин. - В ее рамках много внимания уделяется развитию технологий в обучении татарскому языку. Необходимо в школе при изучении татарского языка, литературы, истории, культуры активнее применять новые технологии. Проект «Ана теле» - яркий тому пример.

- Но проблем в изучении татарского языка по-прежнему хватает?

- Несомненно, их немало. На мой взгляд, главная - недостаточная мотивированность жителей республики. Новая программа - всего лишь факультативная вещь, обучение проходит по желанию учащегося. Необходима очень серьезная мотивация. На всех уровнях, начиная с руководящего звена, сотрудники ведомств и учреждений должны пройти обучение по этой программе. Надо закрепить это требование законодательно. Второе - в развитии любых технологий в центре должен стоять человек, который своим влиянием, эмоциями мог бы увлечь аудиторию. Без квалифицированных, ярких преподавателей, лекторов технологии эффективно работать не будут.

- А что с качеством подготовки учителей татарского языка?

- Проблемы есть. Они начинаются со школы. Если выпускник с хорошими базовыми знаниями пришел продолжать образование в педагогический вуз, то его можно подготовить как хорошего педагога. Но при вступительных экзаменах наблюдается некий абсурд. На факультет татарского языка абитуриент поступает с результатами ЕГЭ по русскому языку и литературе. Профильного предмета нет. Будущий студент может не знать на должном уровне татарский язык, литературу - на поступление это не влияет. В этом и заключается абсурд. Какой преподаватель получится из такого студента, остается только догадываться и уповать на его сознательность при обучении в вузе. То же самое с факультетом татарской журналистики. Проверить качество знания татарского языка у абитуриента нет возможности, хотя преподаватели пытаются это сделать. В условиях функционирования ЕГЭ в школах проблема качественного набора абитуриентов на факультеты татарского языка остается острой. Есть небольшая прослойка школьников, которые целенаправленно готовятся в наши вузы. Они участвуют в различных конкурсах, олимпиадах на татарском языке.