Фотограф Валерий ПЛОТНИКОВ: Так, как я сниму человека, его не снимет никто

Его называют антипапарацци, мастером парадных снимков. Он создал целую галерею фотопортретов выдающихся современников, которые уже стали легендой и эпохой.

news_top_970_100

Представляем гостя 
Валерий Плотников - коренной петербуржец, родился 20 октября 1943 года в эвакуации. Осенью 1945 года вернулся в родной город и с тех пор живет в Петербурге. Учился в художественной школе при Академии художеств в одном классе с Олегом Григорьевым, Михаилом Шемякиным, Юрием Русаковым. Потом был художественный институт, служба на Северном флоте, поступление во ВГИК (мастерская А.Гальперина). Практика на картине А.Кончаловского «Дворянское гнездо» и «Мама вышла замуж» - режиссерский дебют. И все же после окончания ВГИКа в 1969 году профессионально занялся фотографией. Известен под псевдонимом Валерий Петербуржский. Первая персональная выставка состоялась в Доме кино в Ленинграде в 1976 году. В 1999 году вышел первый альбом фоторабот Валерия Плотникова. Сейчас издано 7 альбомов.

На его фотографиях запечатлены: академик Дмитрий Лихачев, Иосиф Бродский, Андрей Вознесенский, Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Вячеслав Тихонов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Никита Михалков и другие известные, всеми любимые актеры, музыканты, режиссеры, писатели... Валерий Плотников приезжал в Казань на открытие своей персональной выставки «Чистосердечная фотография, моментальная и навек...», которая работает в «Манеже» Музея-заповедника «Казанский Кремль». Воспользовавшись случаем, мы пригласили Валерия Федоровича в редакцию.

«Надо спросить у судьбы...»

- Вы учились в школе при Академии художеств и вдруг стали фотографом. Как это случилось?

- Всерьез фотографией стал заниматься на Северном военном морском флоте. Поступил во ВГИК. У нас с Сергеем Соловьевым была идея, что мы с ним на пару будем делать великие фильмы: он режиссер, я оператор. Но на тот момент в советском кинематографе наступил полный запой и застой, в котором я участвовать не собирался. Поэтому завязал с кино и стал фотографом.

- Почему занялись именно портретной фотографией?

- С юности я был в окружении замечательных людей. Тогда были еще живы Анна Ахматова, Евгений Шварц, Михаил Зощенко... Когда Зощенко выходил погулять, его просто никто не узнавал в лицо. Мне было непонятно: почему никто не спешит запечатлеть таких мастеров для истории? Я решил, что на примере своего поколения не допущу такого, и стал фотографировать тех, с кем был знаком. Знаю: то, что я сделал, уже осталось в истории...

- Как работать со звездами, чтобы они доверяли и с удовольствием соглашались сниматься именно у вас?

- Никакого особого рецепта нет. Это надо спросить у судьбы, почему она свела меня с такими потрясающими людьми: Олегом Григорьевым, Мишей Шемякиным, Сергеем Соловьем, Андреем Битовым, Львом Додиным, Сергеем Довлатовым, Иосифом Бродским...  

Как работать? Здесь как по Высоцкому: «Уж если я чего решил, то выпью обязательно!» То есть надо верить в то, что ты делаешь. Вера творит чудеса. Если поверишь, что по воде можно ходить, и по воде пойдешь. А если возникнет хоть малейшее сомнение: «Это невозможно! По воде же не ходят!» - все, сразу упадешь... Я верил, что запечатлеваю этих людей для истории. Мало того, я знал и знаю: так, как я сниму человека, его не снимет никто.

Отказался снимать свадьбу Пугачевой и Киркорова

- Были случаи, когда вам отказывали в съемке?

- Нет, такого не было. Однажды попросили снять Людмилу Зыкину. Я сказал, что с удовольствием, но только не в ее шали и москонцертовских костюмах, а в стиле великих русских живописцев. Но ответа не последовало. Может быть, подумали: «Обычный фотограф, а ставит условия самой Зыкиной!» Но это был единственный случай. Наоборот, я отказывал. Сейчас понимаю, что в каких-то моментах погорячился. Две глупости совершил я в своей жизни. Первая - отказался снять одного члена политбюро. Мне позвонили из его приемной, я был даже растроган таким предложением. Это был приятный человек, но я сказал: «Воспитывайте у себя, в политбюро, фотографа, пусть он вас и снимает!» На удивление никаких карательных мер не последовало. Наверное, просто сказали, что я занят. Вторая глупость - отказался снимать свадьбу Пугачевой и Киркорова.

- А почему?

- Я Аллу знаю давно. Она позвонила, сказала, что их с Филиппом свадьба будет в Санкт-Петербурге, и предложила снять это торжество. Видимо, в тот момент вожжа попала мне под хвост, и я отказался, хотя понимал, что это знаковое событие... Я  работаю с камерой уже много лет и могу точно сказать, что в профессию фотографа входит не только умение снимать, но и умение не снимать.

16 фотосессий Высоцкого