Представляем гостя

Денис Широков - глава приемной семьи. С женой Марией они воспитывают двух приемных детей - Константина, которому 17 лет, и 14-летнего Семена. Мария - педагог, учитель информатики. Денис работает сейчас педагогом дополнительного образования. До этого много лет проработал на «Оргсинтезе» машинистом-аппаратчиком. В 32 года поступил в КФУ и недавно получил диплом учителя начальных классов.

Ребенка не подбирают по цвету глаз

- Денис Юрьевич, почему ваша молодая семья взяла на себя такую ответственность - воспитывать приемных детей, причем почти взрослых парней?
- Наверное, это чувство социальной ответственности. Можно говорить банальные вещи, что чужих детей не бывает. Но это действительно так - это не чужие, а наши дети. У человека, который решает привести в семью ребенка из детдома, должен быть мощный внутренний посыл для такого шага. Потом начинается сложный момент выбора. Кто-то подбирает ребенка по цвету глаз и волос. У нас с женой изначально был другой подход. Если судьба послала нам Константина, значит, так должно было случиться. Мы хотели взять ребенка 5 - 7 лет, но познакомились с 11-летним Костей, который жил в приюте. Парень интересный, но проблемный, педагогически запущенный.

- Шаг непростой не только для приемных родителей, но и для их родственников...
- Бабушки-дедушки, другие родственники могут достаточно резко и негативно отреагировать на то, что в доме появился новый человек. Их можно понять - они привыкли к сложившемуся укладу жизни. А тут вдруг появляется ребенок со своими интересами, потребностями, привычками, возможно, не совсем приятными. К счастью, наши родственники нас поддержали. Моя мама сама росла без родителей, поэтому она тепло приняла и Константина, и Семена. Помогала и им, и нам. Друзья, знакомые отнеслись по-разному. Кто-то сказал: «Молодцы!» А кто-то не понял: зачем нам дети с непростым жизненным багажом?

«Шоколадно» ли на свободе?

- С какими сложностями пришлось столкнуться?
- Проблем хватает. Например, в прошлом году Костя уходил из семьи почти на шесть месяцев. Ему захотелось свободы. Я сказал: «Если у нас не нравится, возвращайся в детдом». Он так и сделал. Оттуда Костю забрала одна женщина. Но через три дня он вернулся в приют, а потом принял решение вернуться в нашу семью. В итоге с 28 декабря мы снова вместе.

- Чему его научили полгода жизни «на свободе»?
- Константин повзрослел, стал более серьезным и ответственным. Он думал, что там все будет «шоколадно», как он говорит, но ошибся. Ему стало ясно, что в семье все-таки лучше, и появилось желание создать свою семью. Сейчас Костя спрашивает: «А вы не будете против, если когда-нибудь приведу домой девушку и у нас родится ребенок?» А почему мы должны быть против? Мы только за! Меня радует, что Костя хочет, чтобы у него была крепкая, дружная семья. Я верю, что своего ребенка он никогда не бросит. Хочется, чтобы наши мальчишки стали самостоятельными, ответственными людьми, чтобы выучились, получили хорошую профессию, честно трудились и воспитывали своих детей в любви и заботе.
Общению с детьми надо учиться

- А когда и как в вашей семье появился Семен?
- В прошлом году нам сказали, что в приюте есть парень, у которого недавно умер папа, он остался совсем один. Мы познакомились с Семеном, предложили жить у нас, и он согласился. У подростка проблемы со здоровьем, к нему необходим особый подход и терпение, поэтому он пока на домашнем обучении. Казалось бы, за несколько лет жизни с Константином мы стали опытными родителями, но когда брали в семью Семена, вопросов возникло еще больше. Мы с женой прошли курсы приемных родителей, изучили много специальной литературы.

- Это помогло?
- Конечно! Большинство вопросов снялось само собой. Оказывается, не надо изобретать велосипед. О принципах воспитания приемных детей есть много полезной литературы. Есть такое понятие - педагогическая компетентность, так вот она должна быть абсолютно у всех родителей. Большинство мам и пап не знает, что и как делать со своими детьми. К любой даже самой элементарной бытовой технике прилагается инструкция по применению. К детям такой инструкции нет. А общение с детьми, особенно с трудными, куда сложнее, чем, скажем, управление навороченным смартфоном. Этому надо учиться.

Ребенок хулиганит не со зла

- По-вашему, как же найти общий язык с приемными детьми?

- Любого ребенка надо воспринимать таким, какой он есть. Он хулиганит, дерзит, капризничает, ведет себя вызывающе, не потому что плохой, не со зла, а потому что по-другому не умеет. Взрослым надо принять и пережить каждую сложную ситуацию вместе с ним и помочь. Надо показать ему, что есть другие способы донести до окружающих свою мысль и просьбу. А взаимные претензии и обвинения ни к чему хорошему не приводят.

Когда ребенку начинаешь читать нотации, он отвечает: «Я знаю, что ты мне скажешь! Но я не хочу!» Значит, нужно сделать так, чтобы захотел. Например, Семен хорошо читает стихи, поет, у него отличный музыкальный слух. Однажды я спросил, почему бы ему на школьном концерте не спеть хотя бы одну песню. А он очень серьезно ответил: «А ты думаешь, это кому-то интересно?» Задача родителей убедить ребенка, что это ИНТЕРЕСНО! Интересно и важно для окружающих и для него самого. Надо только не бояться пробовать.

Снимите розовые очки

- Самая частая ошибка, которую совершают приемные родители?

- Поначалу у всех на глазах розовые очки. Они уверены, что станут идеальными родителями идеального ребенка. Но очень скоро жизнь заставляет смотреть на него более реалистично. Да, приемные дети далеко не подарки, не мальчики-колокольчики. У каждого свой характер, клубок проблем со здоровьем, воспитанием, умением общаться. Мой совет: не надо стесняться обращаться за помощью к специалистам - медикам, психологам, психотерапевтам, педагогам коррекционных школ. Чем раньше начнешь решать эти проблемы, тем больше шансов, что человек станет жить нормальной, полноценной жизнью.

- Согласны, что еще один важный момент - не надо спешить?
- Да, изменения происходят постепенно. Например, ребенок пять лет жил голодный, холодный, обиженный на всех и вся. Его определили в детдом, где тоже своя жизнь. И когда он попадает в семью, не может стать пай-девочкой или пай-мальчиком на следующий день, как ожидают от него приемные мама и папа. Дайте ему время! На это понадобится не один год и даже не два. Это сложный путь, на котором обязательно будут трудности, срывы, слезы, отчаяние. Это нормально, к этому нужно быть готовым. Например, к тому, что такой ребенок ежеминутно, ежесекундно будет не просто просить внимания. Он будет его требовать! А благодарности и отдачи ждать не стоит. Любовь, уважение, признательность тоже приходят со временем.

- Значит, жизнь приемной семьи состоит из одних проблем?
- Есть и яркие моменты счастья, когда у ребят что-то получается. Когда они подходят, обнимают, говорят спасибо. Но самый главный плюс в том, что они живут в семье.

Плохая наследственность не приговор

- Что посоветуете тем, кто собирается стать приемными родителями?
- Учиться, учиться и учиться. Знания помогут избежать многих ошибок. У каждого есть возможность получать знания, было бы желание. Информации много: курсы, тренинги, интернет, газеты, телевидение. Учеба родителей продолжается постоянно - где-то случайно услышал фразу, прочитал статью и понимаешь: здесь есть о чем подумать!
Но мой главный совет - прежде чем взять ребенка в семью, необходимо все тысячу раз обдумать. Взвесить все за и против, чтобы потом не жалеть. Все, кто приходит в школу приемных родителей, только в процессе обучения начинают по-настоящему осознавать, насколько это серьезная, сложная и ответственная работа - воспитание ребенка. Некоторые честно говорят: «Нет, я не смогу!» - и вовремя останавливаются.

- В детдома и приюты попадают в основном дети из неблагополучных семей. Многие опасаются брать их, считая, что плохая  наследственность рано или поздно даст о себе знать...
- На самом деле многое зависит от внутренних, врожденных качеств. Гены, безусловно, играют роль. Но окружение человека, среда, в которой он воспитывается, могут помочь развить его лучшие качества и смягчить негативные. Так что плохая наследственность не приговор.

- Несколько лет назад в казанском поселке Левченко хотели открыть дом для восьми приемных семей, но этот важный социальный проект так и не был реализован...
- Идея создания семейного дома хорошая, перспективная. Для общественной организации приемных семей Казани «Мы вместе!» было выделено здание бывшего детсада. Но денег для аварийного и запущенного здания, которому требовался капремонт, не оказалось. В администрации города нашли другое решение жилищной проблемы - сейчас приемные семьи для своего проживания с детьми могут использовать арендованное жилье. А приемные родители в свою очередь берут на себя обязательства по достойному воспитанию детей.