Представляем гостей

Вячеслав Борисович Груздев - кандидат технических наук. Окончил Московский энергоинститут по специальности «инженер-теплоэнергетик». Работал на Заинской ГРЭС, Ленинградской АЭС. С 1987-го по 1994 год - на Чернобыльской АЭС, затем в концерне «Росэнергоатом», Москва. С 2003 года преподает в Казанском энергоуниверситете, доцент. Его отец Борис Владимирович Груздев - военный летчик, воевал на Пе-2, был сбит в боях на Ленинградском фронте.

Григорий Александрович Васильченко - сын Героя Советского Союза, полковника ВВС Советской армии, заслуженного летчика-испытателя Александра Григорьевича Васильченко. В 1941 - 1943 годах его отец командовал отрядом 1-й перегоночной авиационной эскадрильи ВВС РККА, которая перегоняла на фронт бомбардировщики Пе-2 с авиазаводов в Казани и Иркутске. С мая 1943 года - летчик-испытатель казанского авиационного завода №22. В 1960 году в возрасте 48 лет трагически погиб. В честь Васильченко названы улица и сквер в Московском районе Казани, где открыт памятник герою, установлена мемориальная доска в пантеоне Героев парка Победы.

Уроки «Туполевской шарашки»

Вячеслав Груздев: Наши с Григорием отцы работали летчиками-испытателями на 22-м заводе, а Васильченко был шеф-пилотом у Петлякова еще в годы войны. Когда мы стали серьезно изучать историю развития авиации в Казани, были очень удивлены, что все знают Туполева, а о Петлякове только слышали. Хотя это один из авиаконструкторов в СССР, который смог в короткое время военных лет наладить производство своих самолетов.

- А правда, что знаменитый пикирующий бомбардировщик Пе-2 Петляков разрабатывал практически в заключении?

- Да, осенью 1937 года Владимир Михайлович был арестован по сфабрикованному обвинению как участник организации Русской фашистской партии. Как и Туполев, и многие другие арестованные авиационные специалисты, он начал работать в закрытом КБ НКВД в Москве (ЦКБ-29). Это КБ так и называли - «Туполевская шарашка». Сначала ему поручили спроектировать высотный истребитель. А когда самолет был уже готов, последовала другая команда - стране нужен пикирующий бомбардировщик. Берия так и заявил: «Сделаешь такой самолет - освободим». И Петляков в кратчайшее время создает Пе-2 на базе высотного истребителя СТО. Берия сдержал свое слово: в 1940 году Петляков был освобожден, а в 1941 году удостоен Сталинской премии первой степени. 

Григорий Васильченко: Кстати, Сталинская премия первой степени составляла 100 тысяч рублей - деньги по тем временам очень большие. Судите сами: средняя зарплата тогда была 600 рублей в месяц. Но Владимир Михайлович не положил эту премию себе в карман, а разделил между всеми сотрудниками КБ. Такой это был честный и порядочный человек.

Конвейер для пикирующего бомбардировщика

- Когда Петляков приехал в Казань?


Вячеслав Груздев:
Семья Петляковых была эвакуирована в Казань из Москвы уже 26 июня 1941 года. Он привез с собой жену, дочь, сына, мать, племянника, жену брата и племянницу. Сам Владимир Михайлович в Казань приехал вместе с эвакуированным московским авиазаводом №22 в октябре 1941 года. Его задача - быстрее наладить выпуск самолетов для фронта: немцы были уже под Москвой. В Казани Петляков прожил всего четыре месяца. Но за это время он сумел поставить на поток производство пикирующих фронтовых бомбардировщиков Пе-2.

За годы войны было выпущено 12 тыс. 322 самолета Пе-2, из них 11 тыс. 427 сделаны на казанском авиазаводе №22. Таким образом, девять из десяти Пе-2 были поставлены на крыло именно в Казани. Темп производства был высоким: в сутки собирали по 5 - 6 самолетов, а в отдельные дни и по 12. Этого все равно было мало: ежедневные потери самолетов на фронтах были очень большими.

- Как ему удалось в такие сроки наладить производство?

Григорий Васильченко: Говоря современным языком, Петляков был отличным менеджером. Осенью 1929 года, как технический руководитель легендарного перелета самолета «Страна Советов», он побывал в США, где встретился с Генри Фордом, изобретателем конвейерного метода сборки автомобилей. Этот метод позволил увеличить выпуск автомобилей и тем самым удешевить их стоимость. Владимир Михайлович решил применить конвейерный метод и на сборке своих самолетов Пе-2, что и было сделано на казанском авиазаводе.

Конечно, в первые месяцы войны все было непросто. Многих квалифицированных инженеров, слесарей и специалистов на фронт призывали прямо от станка. А на их места прислали более 200 человек из Узбекистана. Эти люди совсем не разбирались в технике, не знали, как работать на станках, и к тому же плохо владели русским языком. Петляков сам ходил по цехам, разъяснял рабочим, что и как нужно делать, помогал им осваивать технику. Он практически жил на заводе.

Справка 

Владимир Михайлович Петляков родился 27 июня 1891 года в селе Самбек Области Войска Донского, ныне город Новошахтинск Ростовской области, вблизи Таганрога, в семье чиновника, отца пятерых детей. Учился на механическом факультете Императорского Московского технического училища (ныне МВТУ им. Баумана), ученик академика Жуковского. Начал практическую деятельность у А.Н.Туполева. В 1934 году - во главе бригады тяжелых бомбардировщиков. С 1936 года - главный конструктор собственного конструкторского бюро. Создатель легендарного пикирующего бомбардировщика Пе-2, самого массового бомбардировщика Второй мировой войны, и тяжелого бомбардировщика Пе-8, бомбившего Берлин в августе 1941 года. Погиб при исполнении служебных обязанностей 12 января 1942 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Воздушные тормоза

- В чем главные особенности Пе-2?


Вячеслав Груздев: Уникальность Пе-2 в том, что это был первый в СССР пикирующий бомбардировщик, где применялась электрифицированная система управления многими узлами самолета. Тем более он имел весьма крутой угол пикирования. Объясню, что это такое. Допустим, имеется наземная цель. Если самолет летит параллельно этой цели, то сброшенная им бомба какое-то время по инерции еще будет продолжать лететь за самолетом. И рассчитать точность ее попадания весьма сложно. А если самолет входит в пике по линии прямо на цель, то кладет бомбу намного точнее. Но появляется большая сложность: как же вывести самолет из пике? Представьте, самолет на огромной скорости пикирует практически вертикально. При этом создается огромная перегрузка как на самолет, так и на экипаж. Если вес машины 8 тонн, то нагрузка может достигать десятки тонн. Тогда пилоту вместе со штурманом приходится всеми силами вытягивать штурвал на себя, чтобы вывести самолет из пике на подъем.

Петляков и его конструкторы решили погасить скорость пикирования и снизить перегрузку тем, что поставили на внутренней поверхности плоскостей (крылья) самолета воздушные тормоза. Это металлические стальные пакеты из трубок, которые управлялись за счет электропривода, что явилось очередным новаторством Петлякова.

Под грифом «Совершенно секретно»

- Петляков погиб в авиакатастрофе. Существует несколько версий крушения самолета…


Вячеслав Груздев: История действительно загадочная. В понедельник, 12 января 1942 года, он полетел в Москву на встречу с Шахуриным. Племянница Петлякова Раиса Киреева вспоминает, когда он уходил из дома, то его мама Мария Евсеевна не хотела его отпускать. Он обнял рыдавшую маму и сказал: «Хоть бы была нелетная погода сегодня, тогда я завтра поеду в Москву поездом». Но полет состоялся. Взлетели они около часа дня. Когда Петлякова спросили: «А что это вы без парашюта?», он ответил: «Да вы что, ребята, я же на своем самолете. Как я могу не доверять своей машине!» Да и пилот самолета Пе-2 №14/11 капитан Федор Алексеевич Овечкин был опытным летчиком, у которого более 500 часов налетано на Пе-2. Самолет, в котором летел Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево, что под Арзамасом. Все находившиеся в нем погибли. Что случилось в воздухе, почему самолет упал? Это до сих пор остается тайной.

Мне пришлось изучить всевозможные документы, переданные 22-м и 16-м авиазаводами в Нацархив Татарстана, я встречался с родственниками Петлякова в Москве. Но материалы следствия по крушению того самолета до сих пор находятся в архиве ФСБ. Известно только то, что комиссия по расследованию катастрофы работала с 16 по 20 января 1942 года во главе с командиром авиаполка особого назначения полковником Мурзиным.

Григорий Васильченко:
История действительно темная и загадочная. А это порождает массу мифов и слухов. Надеемся, время все расставит на свои места...