На злостных должников за жилье кнут действует лучше, чем пряник

Но председатель казанского ТСЖ «Мечта» Ринат Давлетъяров старается применять пряник. Как? Об этом он рассказал в беседе с корреспондентом «КВ».

news_top_970_100

- Ринат Маратович, какими вы видите злостных должников?
- Я делю их на две категории. Первая - это богатые собственники. Для них, ворочающих сотнями тысяч долларов и миллионами рублей, сумма квартплаты такая мелочь, что они и возиться с ней не хотят. Им проще накопить сумму побольше, а потом заплатить все разом. То, что надо платить вовремя, они не считают нужным и важным. По-другому их можно назвать недисциплинированными жителями.

Вторая категория злостных неплательщиков - алкоголики, у которых деньги не держатся в принципе. Они в своем пьяном угаре уходят от действительности и не понимают, чем может грозить накопление долгов.

Самая ответственная часть жильцов - пенсионеры. Эта категория хлеба себе не купит, пока не заплатит за все начисления. Эти люди очень порядочные, практически никогда не копят долгов. Как только поступает счет-фактура, сразу же бегут его погашать. Мы это видим на экранах компьютеров и даже знаем, когда и кто получает пенсию. Практически в тот же день и час, когда пенсионерам приходят деньги, к нам от них идут поступления. Это поистине уникальное явление, в котором виден разрез общества.

- Как вы работаете с должниками?
- К этому мы стараемся подходить творчески. Наши сотрудники, члены правления ТСЖ, должны обладать навыками психолога, дрессировщика (простите за такое сравнение), умело применять метод кнута и пряника. Конечно, в основном работает метод кнута.

- Что такое кнут в понимании жилищника?
- Кнут - это отключение электроэнергии, поход к судебным приставам. В отдельных регионах страны прибегают к более радикальным методам - ставят заглушку на канализационный стояк квартиры через крышу. Она проводит жидкость, но не выводит твердость, что создает определенные и ощутимые неудобства для хозяев жилья. У меня есть свой метод, он гораздо гуманнее, но не менее эффективнее - приглашение должников на собрание правления ТСЖ. Не все неплательщики приходят сразу, но когда я персонально прихожу к ним домой, отказа практически не бывает. Со мной лучше всего по-хорошему. Я не вредный, но крайне принципиальный.

- Приглашение - это пряник?
- Это альтернатива, горькая, но целительная пилюля. Шаг, сделанный от безвыходности, потому что поставщики требуют за долги конкретно с меня. Звонят на мой телефон и спрашивают: «Почему вы, Ринат Маратович, не заплатили по счетам?» Мне некомфортно, когда обвиняют в необязательности. Поэтому пришлось перед должниками, у которых долги свыше 80 тысяч рублей, поставить условие - либо на правление, либо в суд. Причем эти товарищи из обеих категорий. На правлении мы объясняем опасность и тупиковость их ситуации, почему нельзя так поступать. Апеллируем к ним не угрозами, а информацией. Наш метод работает - жильцы кто сразу, а кто постепенно, частями (ежемесячная сумма оговаривается и документально фиксируется) выплачивают долг.

- А судебные издержки кто несет?
- Неплательщики.

- Суд всегда принимает вашу сторону?
- Нет конечно. Порой он встает на сторону неплательщика по непонятной для нас причине. Получается, что хочет защитить должника от соседей. Но товарищество собственников жилья не репрессивная сторона, а пострадавшая. Тогда как злостные неплательщики знают правовые лазейки, как обмануть правосудие и не платить по счетам.

- Как вы поступаете с переплатами?
- Очень сложный вопрос. В доме есть общедомовые приборы, есть приборы индивидуальные по квартирам: на электричество, кубометры воды и количество гикокалорий. Индивидуального счетчика гикокалорий нет, показания берем с общедомового прибора учета и делим на жильцов по квадратным метрам. Здесь вопросы не возникают, все копейка в копейку совпадает. Нет проблем и с электричеством. Но как только касается учета воды - караул! Несовпадения бывают 30 процентов. Люди врут, даже имея в квартире счетчики потребления воды. Перекручивают их, ставят магниты, идут на всяческие ухищрения, только бы обмануть нас, а в итоге - своих соседей. Как мы с этим боремся? Делаем внезапные рейды по квартирам. Вы бы видели, как реагируют люди на наше желание проверить приборы учета! Одна пожилая дама моментально заперлась в туалете и не пускала нас, крича из-за двери, что мы мешаем ей справлять нужду. Открыла только тогда, когда привела счетчик в должное состояние.

Но ведь можно подсчитать траты семьи математически. К примеру, семья из двух человек в месяц, ни в чем себе не отказывая, потребляет 12 - 15 кубов воды. Это 1200 - 1500 рублей. А счетчик в квартире показывает всего лишь 1 - 2 кубометра. Ясно же, люди воруют воду.

- Ваши действия?
- Сейчас мы заставляем жильцов при замене счетчиков ставить только антимагнитные, и это уже хорошо. В нашем ТСЖ действует решение правления не ставить на учет приборы другого класса.

- Как поступаете с собственниками, в квартирах которых прописан один человек, а живут и пользуются всеми благами десять?
- Вопрос к так называемым нормативщикам. Это квартиры, где нет приборов учета. Недавно я задал в районной администрации вопрос: как могу на законном основании заставить установить счетчик потребления? Меня обрадовали тем, что с 2016 года выйдет постановление правительства РФ, обязывающее всех собственников жилья ставить счетчики. Замечательно! Возможно, тогда будет больше порядка.

- Ринат Маратович, может, зря мы ругаем должников и жилищники сгущают краски?
- Жилищная организация самая уязвимая в этой ситуации. Сверху нас бьют поставщики, городская власть и контролирующие органы, снизу добивают жалобами жители. Только по бокам, от таких же товарищей по несчастью, я имею в виду ТСЖ и управляющие компании, мы получаем понимание. Они находятся на одном с нами уровне, в таких же тисках и понимают наши проблемы с полуслова.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100