О том, с какими проблемами обращаются к специалистам дети в летних лагерях, «КВ» рассказали педагоги-психологи отделения Светлана Берцец и Полина Моисеева.

«Я и другие»

- Тренинговые занятия на территории детских оздоровительных лагерей МБУ МП «Городской центр «Ял» проводятся в рамках акции «Я и другие». Во время часового занятия чередуется беседа с детьми на определенную тему с играми, обменом мнениями и упражнениями. Все это для того, чтобы дети смогли познать себя, раскрыть и развить свой потенциал, а также были толерантны к другим людям. Нередко дети страдают от непонимания, потому что пытаются выделиться. При этом теряют связь с окружающими. Задача
психолога - повернуть человека к обществу, объяснить, что мы все похожи, ведь у нас общие чувства, эмоции и интересы. 

- С какими детьми проводится работа?

- В лагерях отдыхают самые разные дети - от 7 до 16 лет. Для занятий мы организуем группы по 15 - 20 человек. Чаще всего они из одного отряда. Мы не читаем лекции, а даем интересные задания или просто организуем игры на сплочение. К примеру, предлагаем малышам всем вместе нарисовать большой город. Здесь происходит аналогия города с обществом. Как город не будет цельным без хотя бы одного сооружения, так и общество будет неполным без одного из ребят. Возможно, в городе есть больница, в которую нам не хочется ходить, но она, бесспорно, нужна. То же самое и с человеком. Иногда нам кто-то не нравится, но он нужен и важен в обществе. Ребятам повзрослее мы предлагаем рассказать о себе, а также найти общее в себе и других. Они очень радуются, когда узнают, что у кого-то еще такие же интересы, это сближает ребят. Правда, подросткам гораздо сложнее найти схожие черты, поскольку в этом возрасте им хочется быть особенными.

- Чем отличаются такие занятия от игр на сплочение, которые устраивают вожатые?

- В психологических тренингах важно обсуждение. Мы не просто играем, а узнаем мнение детей, их впечатление от происходящего, даже если оно негативное. Хотя, конечно, то, как чувствуют себя ребята во время и после занятий, зависит порой от их настроения. Важно учитывать характер ребенка - есть такие, которым трудно взаимодействовать с окружающими в связи с личными особенностями. В основном, конечно же, мы получаем положительную обратную связь. Ведь особенно эффективны такие занятия в начале смены - ребята сближаются с первых дней. 

Детские проблемы и страхи

- Обращаются ли к вам дети за помощью после занятий?

- Да, дети часто хотят поговорить о проблемах, которые их волнуют. Случается, малыши делятся с нами своими страхами. В основном они боятся злых персонажей из фильмов или книг. А бывает, что их страхи вполне реальны: темнота, огонь, чужие люди, даже смерть. В первом случае мы обыгрываем ситуации с игрушками или используем арт-терапию: рисуем то самое чудовище и думаем, как с ним можно подружиться. Ребенок пририсовывает подарки, мячи, велосипеды. Со всем этим чудище не кажется таким уж злым. Если объекты страхов реальны, то стараемся сделать так, чтобы ребенок поверил в себя, раскрываем его сильные стороны. Обычно за страхами стоят какие-либо проблемы, желание защитить себя. В условиях лагеря можно оказать ребенку срочную психологическую помощь и эмоциональную поддержку, но для того чтобы помочь ребенку справиться со страхами необходимо достаточное время и встреча с родителями ребенка.

В случае с подростками и их проблемами, возникающими при общении, все по-другому. Они поднимают иные важные вопросы. Нужно просто поговорить с ребенком, поскольку в большинстве случаев дети сами знают ответ на свой вопрос. Им нужны поддержка и одобрение со стороны. А вот если кто-то жалуется, что над ним издеваются, то лучше обратиться к вожатым и родителям - не нужно выгораживать обидчиков.

- Находят ли у вас поддержку вожатые?

- Однажды ко мне обратилась вожатая с просьбой обратить внимание на одного ребенка из отряда. Ей сразу сказали, что он из непростой семьи и у него есть проблемы в школе. Она хотела узнать, как ей лучше с ним общаться. Я понаблюдала за мальчиком в течение тренинга и пришла к выводу, что он замкнутый, но при этом активно принимает участие во всех заданиях. Ему нужно уделять особое внимание, почаще хвалить при всех и включать в команды из двух-трех человек, а не в большие группы.

Подготовка к лагерю

- Как подготовить ребенка к жизни в лагере?

- Можно рассказать, что обычно бывает в лагерях, какой там распорядок дня, привести свои примеры. Между тем родителям следует понимать, что слишком много напутствий могут наоборот привести к тому, что ребенок испугается поездки. Дети думают, если родители тревожатся, значит, в лагере плохо. Мамам и папам стоит проще относиться к этому, ведь в лагере любимые сын или дочка под присмотром вожатых. Если что-то не понравится, их всегда можно забрать домой.

- Как понять, готов ребенок к поездке в лагерь?

- Детям полезно ездить в лагерь. Лет с 9 - 10 они могут на время каникул оторваться от родителей, познакомиться с новыми людьми. Это придает уверенности в себе, ребенок становится самостоятельным.  
 Однако если ребенку комфортнее находиться в одиночестве, то, наверное, лучше начать со школьного лагеря или короткой смены. Отправлять таких детей на целый месяц в лагерь - это дополнительный стресс для ребенка. 

- Как вести себя родителям, если ребенок просится домой?

- Не стоит, наверное, в ту же секунду увозить его, нужно помочь наладить отношения с другими. Бывает так, что ребенок просто заскучал. А бывает, в лагере действительно плохо, его обижают. Если есть объективные причины, чтобы ребенок уехал из лагеря, то нужно послушать его. 
- Некоторые родители боятся, что в лагере их ребенок свяжется с плохой компанией…
- С плохой компанией ребенок может связаться не только в лагере. От плохой компании защищает не запрет на общение с одноклассниками, а доверительный разговор. Нужно объяснить, почему эта компания плохая. Необходимо учить ребенка самостоятельно принимать решения. Если он все время слушается маму, то, приехав в лагерь, будет слушаться своих друзей. В лагере ребенок из тепличных условий попадает в естественные, хотя вожатые смотрят за детьми. Лагерь - прививка самостоятельной жизни. 

- Как родителям поддерживать ту же активность в ребенке, что была в лагере?

- Стоит выслушать ребенка, что именно ему там понравилось. Если мальчик влюбился в футбол или волейбол, а девочка увлеклась творчеством, то надо их записать в кружки. И конечно, стараться проводить свободное время вместе с детьми.