7796 часов за штурвалом самолета

Недавно мне позвонил Вячеслав Груздев, сын летчика-испытателя Бориса Груздева, и рассказал, что у дома №193 по ул. Декабристов появилась необычная модель самолета, а также мемориальная доска: «В этом доме жил полковник, летчик-испытатель Рябченко Тихон Лукьянович». Вячеслав Борисович предложил мне встретиться с внуком легендарного летчика Сергеем Рябченко. Мы побывали у Сергея в гостях и познакомились с его уникальным семейным архивом.

news_top_970_100

Крылатая биография Тихона Рябченко

Тихон Рябченко родился 11 августа 1903 года в селе Чепухино Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Белгородская обл.) в бедной крестьянской семье. Кстати, в том же селе двумя годами раньше родился и генерал армии Николай

Ватутин, их дома стояли через плетень. В Красной Армии Рябченко с 1925 года. В марте 1927 года был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, которую успешно окончил в 1928 году. Затем окончил Оренбургское училище летчиков, выпускниками которого в разное время были Чкалов и Гагарин. Там он был оставлен летчиком-инструктором и командиром звена. В марте 1933 года направлен служить командиром авиаотряда в Ленинградском военном округе, где летал на тяжелых бомбардировщиках типа ТБ-1, ТБ-3. В 1935 году назначен командиром эскадрильи второй авиабригады ТБ. В 1935 - 36 годах обучался в Высшей летно-тактической школе ВВС в Липецке, где в 1925 - 33 годах в условиях секретности обучались немецкие летчики. С 1929 по 1932 год служил летным инструктором в Оренбургской третьей военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей. С сентября 1936 года по сентябрь 1937 года воевал в Испании. С 1938 по 1940 год работал начальником знаменитого Качинского авиационного училища, что под Севастополем, затем заместителем начальника авиационной школы по летной части в Мелитополе. В начале Великой Отечественной войны 1-я школьная авиадивизия под командованием Рябченко была направлена на Южный фронт. В ноябре 1941 года дивизия была расформирована. Рябченко был назначен заместителем начальника штаба ВВС Приволжского военного округа. 

В 1944 году Рябченко по собственному ходатайству переехал на работу в Казань, которая была центром авиастроения. Сначала был летчиком-испытателем, потом заместителем начальника ЛИС по летной части на заводе №22. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. 

О чем поведала летная книга полковника Рябченко

- Дед умер 4 июля 1979 года. Мне тогда было всего два года, и я его совсем не помню. Но мама и папа много рассказывали мне о нем, бережно хранили все документы и раритетные вещи, связанные с Тихоном Лукьяновичем, - вспоминает Сергей Рябченко.
В семейном архиве есть уникальные документы, представляющие историческую ценность. Вот летная книга, где подробнейшим образом расписана вся воздушная работа летчика-испытателя. Рябченко летал на самолетах разного типа: АВ, По-2, Р-1, -5, ТБ-1, -3, И-2, -3, -15, Пе-2, Ту-4, «Дуглас», «Драгон», «Супер Драгон», «Фокер Д-7», -11», «Локхид»… Всего 23 типа самолетов.

А в подробных таблицах указаны часы его налетов. Цифры фантастические. Во время службы в воинских частях в воздухе он пробыл 3025 часов, совершил 5685 посадок. А во время работы на заводе им. С.П.Горбунова его общий налет составил 4771 час и 6453 посадки. 

- Поразительно, столько часов налета при испытаниях и ни одной аварии? 
- Серьезных аварий не было, но внештатные ситуации в полете, конечно, возникали, и не раз. Но если Тихон Лукьянович всегда успешно приземлялся, значит, он был действительно высококлассным летчиком-испытателем, настоящим асом! 

Еще Сергей показал летный плащ деда, его шлемы и краги. 

«Парадная десятка»

В 1934 году для международных перелетов в СССР была сформирована «Парадная десятка» из самолетов ТБ-3Р. Это были самолеты ВИП-класса для полетов правительственных делегаций. Вооружения эти машины не имели, и в бомбовых отсеках были установлены диваны, обитые бархатом, для первых лиц государства. Сиденья для экипажа были обиты натуральной кожей, на полу - коврики. Самолеты ТБ-3Р были сделаны в Казани на 22-м авиазаводе.

В экипажи «Парадной десятки» отбирали самых лучших летчиков. Отбор претендентов был строжайший. Прошли его единицы. Тихон Рябченко вошел в эту «золотую» группу. 

Первые полеты состоялись летом 1934 года. Первая группа из Байдукова, Ефимова и Леонова отправилась из Москвы в Вену, Париж, Лион, Страсбург и через Прагу вернулась в Москву. Вторая же группа из Соколова, Головачева и Рябченко полетела по маршруту Люблин - Краков - Рим. Домой они возвратились через Вену. 

Таинственная испанская история 

Был в жизни Тихона Рябченко период, который можно назвать таинственным или малоизученным. Связан он с его службой в Испании. Тихон Лукьянович участвовал в авиационных операциях по защите Мадрида от армии генерала Франко. У него налет на ТБ-3Р составил более 800 часов, поэтому именно ему доверили неоднократно привозить из Испании в Москву лидера испанской коммунистической партии Долорес Ибаррури. Это была огромная ответственность, и не каждому летчику могли поручить такое важное дело. Об этой миссии спецкоманды асов мало кто знал, ибо шла война с фашистами в Испании. За выполнение этого правительственного задания Тихон Рябченко был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красного Знамени. А в 1935 году получил звание полковника. Было ему всего 32 года.

Память без срока давности

В марте 1939 года Тихон Рябченко был назначен начальником штаба летного училища в Каче. В этой элитной летной школе учились Василий Сталин, Тимур Фрунзе, Степан Микоян и сыновья многих других влиятельных людей. Первый выпуск школы - 1250 молодых военных летчиков. Это был самый большой выпуск за всю историю школы. 

- В Качинской школе дед познакомился с сыном Сталина Василием Джугашвили. В 1961 году после заключения во Владимирской тюрьме Василий был сослан в Казань. Здесь он встретил своих знакомых и сослуживцев по авиации. Среди них был и Тихон Рябченко. Василию дали однокомнатную квартиру недалеко от нашего дома, и он нередко приходил сюда, к деду, в гости. Дед, чем мог, помогал ему, поддерживал. 

…Тихон Рябченко похоронен на Архангельском кладбище. Сергей хотел установить на его могиле достойный памятник. Обращался в военкомат, но там, по его словам, ответили, что если ветеран умер ранее 1991 года, то бесплатно памятник ему установить невозможно. Как сказал Сергей, на заводе, где Тихон Лукьянович прослужил так много лет, тоже не откликнулись на просьбу. Пришлось Сергею взять дело в свои руки. 9 мая он своими силами установил мемориальную доску на доме. В изготовлении доски помогло Российское военно-историческое общество. Сергей на собственные средства заказал модель самолета ТБ-3 и сам установил ее у дома. Соседи к этой идее отнеслись по-доброму, многие благодарят его за память о дедушке. 

В августе 2018 года исполнится 115 лет со дня рождения Тихона Рябченко. И хочется верить, что в республике вспомнят о легендарном летчике-испытателе и к этой знаменательной дате на его могиле достойный памятник все-таки будет установлен. Есть предложение проулок, где жил Тихон Рябченко, назвать его именем, ведь есть же улицы в Казани, носящие имена других казанских летчиков-испытателей.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100