В первую очередь судоводителям необходимо учитывать погодные условия (при усилении ветра лучше не выходить на воду), держаться на безопасном расстоянии от границ судового хода и иметь при себе средства спасения - спасательные жилеты, надетые на каждого человека, и спасательный круг. 

Инспекторы ГИМС ежедневно выезжают на патрулирование акватории совместно со спасателями, инспекторами рыбнадзора, экологической милицией и другими службами МВД, а также общественными инспекторами ГИМС.

Больше половины аварийных случаев с маломерными судами происходят во время рыбной ловли на судах, не прошедших ежегодное техническое освидетельствование. Много аварий совершается гражданами, не имеющими удостоверений на право управления маломерным судном. В ГИМС рекомендуют судовладельцам воздержаться от выхода на воду во время непогоды. Не стоит забывать также, что согласно Правилам охраны жизни людей на водных объектах владельцам маломерных судов запрещен выход в акваторию при высоте волны 0,5 метра. В крайнем случае, если природная стихия застала вас врасплох, нужно попытаться укрыться в безопасном месте (на острове, например) и дать сигнал бедствия.

Главное управление МЧС России по Республике Татарстан предупреждает: выезд на лодке в осенний период межсезонья опасен для жизни. Температура воды уже не превышает 2 - 3 градусов. Даже в спасательном жилете продержаться в холодной воде более 20 минут человек не сможет. Именно этот факт и является основополагающим в определении срока закрытия навигации.