Представляем гостя
Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове в семье военного.
В 1967 году окончил кафедру кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева. Три года работал на Московском электровакуумном заводе. В 1970 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую М.И.Ромма. Действительный член Российской академии кино, член правления Гильдии кинорежиссеров России, профессор ВГИКа. Снял фильмы «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга» и другие. В 1991 году за фильм «Слуга» удостоен Государственной премии СССР. В 2004 году получил премии «Ника» и «Золотой орел» за фильм «Магнитные бури» в номинации «Лучшая режиссерская работа». Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). В 2015 году получил приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр».

 

Вадим Юсупович представил свою картину «Время танцора», снятую ровно 20 лет назад. Примечательно, что одну из главных ролей в фильме сыграла Чулпан Хаматова. Это была первая роль Чулпан в большом кино.
- «Время танцора» - картина о войне, хотя войны там нет. Люди празднуют годовщину победы. Но я все-таки настаиваю, что фильм не только о войне, но и про любовь. Эта история про четыре пары молодых людей, которые пытаются строить свои отношения в мирной жизни, но почему-то это у них не получается. 

Уже после выхода фильма я наткнулся на фразу Фолкнера, который писал, что с войны нельзя вернуться победителем. Особенно если это гражданская война, - рассказал Вадим Абдрашитов. - В картине много дебютов. Это дело всегда рискованное. В одном полнометражном фильме может быть один, максимум два дебюта. Но я пошел на риск. 

- Одну из главных ролей сыграла Чулпан Хаматова. Как вы ее нашли?
- Я перед каждой картиной внимательно смотрю спектакли в театрах, театральных вузах. Мне важно, чтобы в фильме появились свежие, незнакомые зрителям лица. 
На ту роль мне была нужна молодая, но уже взрослая женщина. Актриса уже была выбрана, шились костюмы. Но я никогда не прекращаю поиски актеров. Мне принесли видеокассету с записью этюдов студентов театрального училища. И я увидел девчонку - она играла какого-то пацана. Травестийная роль, яркая, необычная, что-то клоунское. Сразу понял: талант. Это была Чулпан Хаматова. Конечно, никакого отношения к фильму «Время танцора» она иметь не могла, но я подумал, что познакомиться надо. Пригласил на пробы. Поговорили. Честно сказал Чулпан, что она слишком молодая, ей надо подрасти немного. Но все-таки решил попробовать. Дал сложный эпизод. Потом второй, третий. И смотрю - в ней появляется молодая женщина, которая пережила большую жизненную драму. Я оставил Чулпан. 
Сказать Дине Корзун, уже утвержденной на эту роль, что будет сниматься другая актриса, было сложно. Но это пришлось сделать. Более того, я познакомил их с Чулпан. Они подружились, позже вместе возглавили благотворительный фонд, который помогает онкобольным детям. 

- Чем запомнились съемки фильма «Время танцора»?
- Очень сложная в производстве картина: много экспедиций, снимали в Одессе, Крыму, предгорьях Грузии. Экспедиции были большие - с актерами, животными, лошадями, собаками. Надо учитывать, что в те времена была чудовищная ситуация с финансированием кино. Когда у нас не было денег, в гостинице у всей съемочной группы собрали паспорта и спрятали их до тех пор, пока не оплатим проживание. Проблема была еще и в том, что многие актеры должны были ездить на свои спектакли в театры, а без паспорта они не могли сесть в поезд, на самолет. Если бы не личная помощь председателя Госкино России Армена Медведева, ничего бы не вышло.
Когда картина была сделана, ее очень хорошо приняли зрители. Она шла в кинотеатрах, получила много всяких премий, наград. Естественно, это приятно. Я очень был рад за актеров, снявшихся в фильме, потому что после этого их актерская карьера пошла в гору. 

- Вадим Юсупович, ваше кино называют авторским, сложным. А есть желание пойти на поводу у зрителей и снять кассовое кино?
- Я бы с радостью пошел на поводу у зрителей, снял бы кассовое кино и заработал бы на этом. Но это надо уметь делать. И это на самом деле не так просто. Никогда не делил зрителей на любителей только авторского кино или только массового. Главное, чтобы картина была хорошая.