Вопросами на эту тему засыпали гостью Музея естественной истории Татарстана музея-заповедника «Казанский Кремль» Веру Хамидуллину - поэта, переводчика, заслуженного деятеля искусств РТ, члена Союза российских писателей, Союза писателей РТ, на творческой встрече, состоявшейся в начале сентября. 

В лекционном зале музея взрослые и дети с интересом слушали именитого писателя. Родители и преподаватели впитывали советы, а ребята учились сочинять стихи, искали ответы на загадки и постигали секреты, как научиться читать быстро. 

- У мало читающего ребенка бедный словарный запас. Чтение - это умение формировать свои мысли, отсутствие оного приводит к тому, что человек изъясняется заторможенно. Родители, не читающие сказок своим детям, поступают опрометчиво. В голове обделенного сказками ребенка образуется своеобразный вакуум. А как же? Не с чем ему сопоставить поведение, поступки и проступки людей. Книга экономит время на то, чтобы ребенок не наступал на одни и те же грабли. Проще прочитать, поучиться, чтобы с тобой не случились такие неприятности. Не бегай один, тебя съедят - «Колобок». Если поручили следить за младшим братом, не отвлекайся - «Гуси-лебеди». Не пускай в свой дом посторонних - «Теремок». Сколько книг прочитал, столько и открытий для себя сделал. У некоторых учеников 6 - 7-х классов складывается одна нехорошая привычка: чтобы не читать книгу, изучают ее краткое содержание у некоего блогера. «Путешественник почти сразу же направился в трактир, чтобы узнать, кто занимает руководящие должности в этом городе». Прочитав некоторые такие перлы, читать и вникать в оригинал произведения желания не возникает. «Кто такие классики? Зачем они нужны?» Гениальный автор «Мертвых душ», должно быть, затруднился бы узнать свое произведение в таком пересказе. Замена авторских метафор, образности, нарушение хронологии порождают убогую систему мышления. Читать надо книгу, а не ее краткое содержание. 

- Как возрастная градация помогает ориентироваться в литературном пространстве?
- Новые госстандарты +0, +6, +12, +16 соблюдают, чтобы книга была принята для библиотеки. Издательство должно проверять книги в лаборатории, чтобы получить сертификат. Обращается внимание на типографскую краску, бумагу. Шрифт определенного кегля. Но упустили самое главное. Книги +6 обязательно должны выходить с указанием ударения, как это было раньше. Это работает на формирование грамотности, развивает зрительную память. А само требование не очень правильное, считаю, тормозящее в принципе развитие ребенка. Многие в детстве читали Мопассана, Толстого, Достоевского. Чистый детский ум примет то, что ему понятно: дружбу, предательство, верность. 

- Вера Петровна, родители с осторожностью подходят к выбору сказок современных писателей. Дайте совет, как выбрать детскую книгу.
- Многие хотят стать детскими писателями, писать для детей сейчас модно. Увы, бывает, что не хватает элементарной грамотности - в стихах нет ритма, рифмы. А мы привыкли думать, если книга вышла, значит, она хорошая. Нужно помнить, обязательной редактуры, критики - этого механизма - сегодня нет. Еще сбивают аннотации, как, например: «Лучшая книга серии». Но тут уж доверяй, но проверяй. Родителям нужно быть очень внимательными при выборе литературы детям.

«Неправильная» книга может и психику поломать ребенку. Но есть много хороших современных авторов, книг, воспитывающих доброту, честность, любовь к природе. Для детской грамотности можно попросить ребенка переписать хорошую книгу - такая работа развивает зрительную память. Дайте возможность ему досочинить сказку самому - это развивает фантазию. Чтобы найти «правильную» книгу, нужно, во-первых, посмотреть отзывы о ней в интернете. Второе - отзывы хорошо, но прежде чем книга попадет в детские руки, прочитайте ее сами. Лучше искать авторов, работающих в традиционной системе. И третье, для самых маленьких читателей выбирайте классическую литературу, на которой выросло не одно поколение. Это произведения, где упор сделан на нравственность, доброту, народные традиции и культуру.