«Большая Волга» на Великом пути

28 августа в Казанской ратуше прошел форум городов Великого Волжского пути, где подводили итоги пяти лет работы международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь».

news_top_970_100

Открывая его, председатель Казанского Совета народных депутатов, глава администрации Казани Камиль Исхаков огласил приветствия Генерального секретаря ООН Кофи Аннана и Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин зачитал приветствие Президента Татарстана Минтимера Шаймиева к участникам форума, в котором говорится: «Реки могут как разъединять берега, так и объединять города, народы и государства. Становится все более очевидным значение Великого Волжского пути для развития экономики и культуры Евразии. Очевидна и огромная его роль в возникновении и развитии Казани, находящейся в самом центре Великого Волжского пути».

Международный проект «Великий Волжский путь» стал одним из центральных мероприятий Государственной программы РФ по подготовке к празднованию 1000-летия основания Казани, одобренной Государственной комиссией под председательством президента России Владимира Путина. Целью проекта является изучение истории и современности городов на Великом Волжском пути, укрепление и развитие диалога цивилизаций, развитие торгово-экономических, культурных и политических контактов, оздоровление экологической ситуации в регионе. Поддержку данному проекту оказывали президенты России, Казахстана, Азербайджана, Ирана, а также международные организации - ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО, ИРСИКА при Организации Исламская Конференция.

Организаторами проекта являются Министерство иностранных дел России, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерство экономического развития России, Российская академия наук, Министерство культуры России, администрации городов Великого Волжского пути, а также Казанский Совет народных депутатов.

Проект «Великий Волжский путь» привлек внимание правительства Российской Федерации к реализации транспортных, экологических и иных программ, к разработке единой стратегической схемы региона, к возрождению Каспийского шельфа и к проблеме формирования международного транспортного коридора Север - Юг.

Идея международного проекта «Великий Волжский путь» впервые была выдвинута в августе 2000 года в Казани. В 2001 году в ряде городов, в числе которых Казань, Самара, Саратов, Астрахань, был проведен первый этап международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь». Три последующих этапа были ознаменованы прохождением таких участков пути, как Санкт-Петербург - Стокгольм, Астрахань - Тегеран, Санкт-Петербург - Казань. В проекте участвуют страны и города от Осло до Тегерана (свыше 90 городов из 16 стран мира).

Итогом реализации проекта 2001 - 2004 годов стало заключение семи договоров и соглашений о партнерских отношениях и экономическом сотрудничестве городов Каспийского, Балтийского и Поволжского регионов, издание более 15 научных трудов, решение Российской академии наук по разработке концепции межрегионального междисциплинарного проекта «Великий Волжский путь».

Важным результатом работы конференций всех лет стало подписание в 2003 году Тегеранской декларации и Соглашения городов-участников проекта «Великий Волжский путь», направленного на развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества в различных областях. Важным событием стало придание проекту «Великий Волжский путь» статуса программы ЮНЕСКО.

Решением 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО культурологическая часть программы «Великий Волжский путь» была включена в междисциплинарный проект ЮНЕСКО «Видение Волги-2030».

В итоговой резолюции, принятой на форуме, считается необходимым завершение создания Ассоциации городов Великого Волжского пути, вести и далее работы по оптимизации экономических связей и транспортных путей сообщения в районе Великого Волжского пути. Ассоциация «Большая Волга» будет выполнять функции исполнительного органа и займется Концепцией возрождения Великого Волжского пути, на основе которой планируется разработка соответствующей федеральной программы.

Председатель ассоциации «Большая Волга» Владимир Родионов в кулуарной беседе с нами отметил:

- Проект «Великий Волжский путь» - это типичный пример инициативы с мест, с которой федеральный центр вынужден считаться. Противоречия либеральных начинаний и авторитарных тормозов неизбежны, однако вместе их преодолевать легче. Возрождение Волги и Великого Волжского пути позволит воплотить путинский призыв к удвоению ВВП до 2010 года в реальные дела.

- В своем докладе на форуме мэр Казани Камиль Исхаков верно сказал, что это не завершение конференции «Великий Волжский путь», а начало большого пути, - сказал профессор Казанского университета Миркасым Усманов, закрывая форум. - За четыре года пути мы убедились, что наш проект способствует развитию народной дипломатии между странами Запада и Востока, Севера и Юга. Мы многое сделали, но еще больше нам предстоит сделать в практическом плане.

По итогам конференции издана монография. Археолог, профессор Санкт-Петербургского университета Анатолий Кирпичников предложил создать научно-исследовательский институт, который займется изучением и возрождением Великого Волжского пути. В Российской академии наук такую идею поддержали, высказав мнение, что сам институт мог бы расположиться в Казани, а его филиалы нужно открыть в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Александр ВОРОНИН

news_right_column_240_400
news_bot_970_100