Важнейшими элементами культуры общения являются извинение и благодарность. Извинение в речевом этикете выражается в словах «извините» и «простите».

Как известно, провинности человека могут быть большими и малыми. При извинении за незначительный проступок и нарушение этикета (кого-то нечаянно толкнули, наступили на ногу и т. п.) принято использовать выражение «извините». В соединении со словом «пожалуйста» оно будет представлять собой усиленную вежливую просьбу-извинение. Если же вина человека более значительная, то предпочтительнее употреблять форму «простите».

Чтобы объяснить, за что именно человек просит его простить, используют такие выражения, как «извините, пожалуйста, за поздний звонок» или «простите, что опоздал!»

Стилистически усиленными способами извинения считаются выражения «примите мои извинения», «прошу меня простить», «должен извиниться перед вами» и т. п.

Если вы собираетесь потревожить кого-то просьбой, вопросом, действием, то начинать тоже нужно с выражения извинений: «извините за беспокойство», «виноват», «прошу прощения».

Что касается благодарности, то она никогда не будет лишней. Старайтесь отблагодарить даже за мелкие услуги, оказанные вам, словами ли («спасибо», «благодарю», «вы так добры», «это очень любезно», «так мило с вашей стороны»), улыбкой ли, добрым взглядом, ответным поступком. Всегда будьте любезны с обслуживающим персоналом в гостинице, магазине, кафе, салоне красоты, на почте, в транспорте, несмотря на то что оказание услуг входит в круг их обязанностей.

Ответом на извинение и благодарность предполагаются слова «пожалуйста», «не стоит», «ничего», «ну что вы», «какие пустяки», «ничего страшного», «это мелочь» и др.

Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми. Чаще употребляйте перечисленные выше формулы вежливости, и вы почувствуете, как меняется человеческий климат вокруг вас.