Законодательство гласило: городская дума должна выражать интересы всего общества. Таким образом, сферой ее компетенции являлись кадровые вопросы, проблемы сборов, налогов и займов, организация бюджета (анализ доходов и расходов, рассмотрение и утверждение смет), контроль над исполнительной властью, изучение и утверждение финансовых и других отчетов о действиях исполнительной власти, снабжение ее инструкциями, издание постановлений, связанных с благоустройством.

По положению 1870 года число гласных (ныне это депутаты) в Казани могло равняться 72, а по положению 1892 года - 80. Причем купцы и почетные граждане составляли 65 процентов всех думских депутатов. Кстати, надо заметить, что такое негативное явление, как депутат, пренебрегающий своими обязанностями, имеет, по всей видимости, длинную историю. Во всяком случае, в 1884 году из 48 заседаний казанской думы из-за неявки гласных не состоялось 12 заседаний, а 8 проходили при неполном составе. В 1887 году терпение думцев иссякло, и они ходатайствовали о предоставлении думе права исключать из своего состава гласных, без уважительных причин не посещавших заседаний. Впрочем, в 1893 -1904 годах в Казани ни разу не применили против гласных штрафных санкций. Для соблюдения формальной стороны закона с 1893 года на каждом заседании зачитывались письменные объяснения гласных о причинах их отсутствия...

Говоря о структуре городского самоуправления, нельзя не сказать о его исполнительном органе. Городская дума, являясь распорядительным органом, выбирала членов городской управы из своего состава и принимала решения по докладам и отчетам управы и т.д. Управа в свою очередь непосредственно заведовала делами городского управления согласно правилам и указаниям, составляемым думой. Члены управы избирались думой на четыре года из лиц, имевших право участия в выборах.

Кроме членов управы в состав исполнительного органа городского управления Казани входили служащие, также получавшие жалованье. В числе их история доносит до нас следующие должности: городской архитектор, техник, землемер и его помощник, чертежник, юрист-консульт, комиссары (хозяйственные и по сборам), лесничий, лесная и полевая стража, думские и городовые врачи. После 1892 года управа стала коллегией выборных чиновников, подчиненных губернской администрации в дисциплинарном порядке.

Технический прогресс не стоял на месте, город стремительно рос и развивался, соответственно рос объем работы у управцев. Постепенно это привело к тому, что в управе произошел перевес в сторону вольнонаемных служащих - фактически это они ведали делами городского хозяйства на местах. В помощь управе также были учреждены комиссии - исполнительные, совещательные, ревизионные... Например, в исполнительных комиссиях решались вопросы муниципального хозяйства. Совещательные комиссии создавались для разработки определенного вопроса, поэтому были временными. Дума не всегда имела время в полном составе изучить какой-либо доклад управы, к тому же он мог оказаться весьма специфическим и не всегда понятным для всех. Выход был прост: дума поручала нескольким гласным ознакомиться с вопросом, пригласить компетентных в данном вопросе специалистов и высказать свое мнение.

К совещательным комиссиям относилась также финансовая, роль которой сводилась к изысканию средств для сведения городской сметы без дефицита. Ревизионная комиссия не входила в разряд ни исполнительных, ни совещательных, потому что ежегодно в обязательном порядке избиралась думой для ревизии управского отчета. Так пресекались разного рода злоупотребления и недобросовестность.

 

Светлана ГОРДЕЕВА

(Материал подготовлен при содействии замдиректора Института истории
им. Ш.Марджани АН РТ
Рамиля Хайрутдинова
и замдиректора АНО «Институт культурного наследия»
Радика Салихова)