Из доклада заместителя начальника департамента строительства и ЖКХ Е.Волкова следует, что основными направлениями реформы в данной области станут прежде всего стабилизация финансового положения предприятий жилищно-коммунального комплекса - совершенствование тарифного регулирования, поэтапное прекращение перекрестного субсидирования и ликвидация дотирования жилищно-коммунальных предприятий; содействие созданию и развитию товариществ собственников жилья; повышение эффективности работы предприятий коммунального сектора, изменение организационной формы муниципальных унитарных предприятий и развитие публично-частного партнерства. Приветствуются развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилья, приватизация обслуживающих жилищных организаций. Много внимания будет уделено и обеспечению социальной защиты населения в процессе реформирования жилищно-коммунальной сферы.

Тему социальной защиты населения в рамках реализации стратегии продолжила начальник управления социальной защиты населения Татьяна Ларионова. В области социальной защиты в итоге реализации стратегии прогнозируются повышение уровня жизни и эффективности социальных льгот, пособий и других форм помощи социально незащищенным категориям населения на основе принципа адресности, расширение спектра и повышение качества предоставляемых социальных услуг. Татьяна Ларионова отметила, что анализ произошедших изменений в области экономики показывает - существующая система льгот в определенной степени тормозит развитие рыночных отношений, ограничивает потребительский выбор, с одной стороны, и является в определенной степени формой лоббизма интересов крупных монополий - с другой. «Государственная и адресная поддержка должна применяться лишь в тех случаях, когда в семье наблюдается высокая степень социального риска и исчерпаны возможности самостоятельного выхода из кризиса», - сказала она. Одним из направлений реформирования системы соцзащиты должна стать консолидация социальных программ. Обеспечить более полное соблюдение принципа адресности и прозрачности социальных расходов предполагается путем сосредоточения предоставления всех видов социальной поддержки населению в одних руках. Переход к оказанию социальных услуг на договорной основе и привлечение негосударственных подрядчиков к выполнению муниципального заказа на социальное обслуживание - также одно из любопытных направлений реформирования в области социальной политики. Оно кажется одним из наиболее перспективных, особенно в свете появления новых учреждений, которые могут открыться в ближайшее время в Казани.

О повышении эффективности управления муниципальным имуществом рассказал и.о. председателя комитета по управлению коммунальным имуществом Айрат Нурутдинов. В данный момент в этом учреждении прорабатывается проект создания и формирования имущественной казны. Это даст возможность, в частности, получать большую отдачу от имущества, находящегося на балансе муниципальных предприятий, которое они не используют. Соответственно МУПы, которые в основном выполняют социальные задачи, получат возможность снять с себя налоговое бремя, имущество, находящееся в муниципальной казне, будет передаваться в аренду либо доверительное управление, а городской бюджет получит дополнительные доходы. Еще одна задача КУКИ - оптимизация арендных отношений. Потенциальным арендаторам при подаче заявки необходимо предоставлять полный перечень документов. А дабы этот процесс не затягивался, необходима такая структура, как «одно окно», когда достаточно лишь разового посещения заявителя, чтобы весь дальнейший процесс оформления документов проходил без него.

Светлана ГОРДЕЕВА.