Луиза Батыр-Булгари: КОММЕРЦИЯ НЕ ДОЛЖНА МЕШАТЬ ИСКУССТВУ

Композитор Луиза Батыр-Булгари известна не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Более трех десятков лет она прослужила национальному искусству. Ее песни «Су буеннан энкэй кайтып килэ», «Сонлама», «Мин сине шундый сагындым», «Кайту» стали классикой татарской национальной музыки. О том, чем сегодня живет известный композитор, о ее творческих планах и взглядах на современную татарскую эстраду беседуем с заслуженным деятелем искусства РТ Луизой Батыр-Булгари.

news_top_970_100

- Луиза ханым, расскажите о ваших первых шагах в мире музыки.

- Мои родители были музыкальными людьми. Мама пела, танцевала. Не имея музыкального образования и не зная нот, мой отец по слуху подбирал и играл на фортепиано. Помню, как в трудные для семьи годы папа купил фортепиано «Красный Октябрь» у родной сестры писателя Шарифа Камала, на котором в свое время играли многие татарские композиторы, в том числе и Салих Сайдашев.

Я была очень беспокойным ребенком. Отчаянно дралась с мальчишками, лазила по деревьям, меня называли атомной девчонкой. Я сочиняла стихи и думала, что в будущем стану журналистом... Моя первая учительница музыки часто била меня по рукам, вызывая во мне протест. Тогда я возненавидела то, что мне преподавали, и начала играть, что нравилось мне самой. А директор школы, узнав о моих попытках сочинять музыку, передала мое дальнейшее образование в руки известного музыканта - преподавателя консерватории Юрия Виноградова, сына известного композитора Василия Виноградова, который еще в 20-е годы XX века создал первые татарские оперы «Эшче» и «Сания». По 3 - 4 часа он занимался со мной, знакомил с музыкой разных стилей и эпох... Сейчас кроме диплома композитора я имею диплом преподавателя фортепиано, музыкально-теоретических дисциплин, концертмейстера.

- Что важнее для композитора - его талант или трудолюбие?

- 90 процентов профессионального труда композитора - это не вдохновение и талант, а черновая работа. Нужно быть усидчивым и терпеливым человеком. Из-за этого тяжелого кропотливого труда многие талантливые и одаренные люди и не состоялись как профессиональные композиторы.

- Какую музыку вам легче писать - национальную или европейскую?

- Я жила в двуязычной среде, и мне одинаково близка и родная национальная, и европейская музыка. Я считаю, что профессиональный композитор должен уметь писать любую музыку, в любом стиле, то есть уметь вжиться в музыкально-духовный язык любого народа. Кроме огромного количества песен на родном языке я написала песни и на русском. Сочинила, например, гимн казанской футбольной команды «Вперед, «Рубин!» а также детские эстрадные песни.

В последнее время слово «композитор» потеряло свое значение. Теперь к композиторам причисляют себя дилетанты-самоучки, которые даже нот не знают! Всему нужно учиться профессионально - настоящие музыканты учатся своей профессии с детства по 15 - 20 лет. Наш радиоэфир заполонили примитивные ритмы. Вот только такая политика - коммерческая игра с национальным духом народа, с его истинным искусством, я считаю, к хорошему не приведет, - лишь к потере своих корней. Коммерческие отношения не должны мешать прогрессу искусства. Ведь без своей культуры и настоящего искусства человек дичает.

Беседовала Диана ИБРАГИМОВА.

СПРАВКА "КВ": За годы творческой деятельности Луизой Батыр-Булгари создано более 500 песен. Композитором была написана музыка для 20 спектаклей, поставленных в театрах республики и за ее пределами.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100