Предложенная казанцем Айратом Халитовым эмблема-символ празднования 1000-летия Казани, признанная лучшей в конкурсе среди 144 вариантов, по моему мнению, содержит целую серию грубых ошибок.

На первый взгляд, можно было бы согласиться с попыткой автора в одном рисунке совместить воедино, хотя бы в условно-стилизованной манере, изображение Государственного флага РТ, навершия некоей башни и подобия полумесяца. Однако в итоге эти цветорастительные начертания слишком наглядно и явно напоминают витиеватые вензели с аверса обычной российской монеты образца 1977 года, что само по себе снижает значимость представленного варианта эмблемы.

Робкая попытка хотя бы отдаленно намекнуть на изображение полумесяца в том положении, в каком он показан на эмблеме, имеет ряд ошибок. Подобное расположение полумесяца подразумевает, как известно, не новолуние, а символизирует стареющую, завершающую фазу ночного светила. В русском толковании полумесяц в виде «С» означает «стареющий», а в виде «  », с раскрытием влево, - «рождающийся», как символ обновления и возрождения. Получается, что показанное таким образом расположение полумесяца на эмблеме несет заранее некий скрытый негативный смысл. Полумесяц для татар - давно признанный национальный символ, а на данной эмблеме изображен старый, «умирающий» полумесяц, обозначающий как бы крушение, завершение наших надежд на государственное возрождение, на обновление.

Следующий изъян в эмблеме - это неестественно направленные острия полумесяца с небольшим наклоном его вправо и вниз. По исторически сложившейся на Руси традиции это означает падение, поражение. Вспомним изображение медали с подписью «Былъ», выбитой в честь победы русского флота над турецким в XIX веке, где полумесяц показан опрокинутым, с остриями, направленными вниз.

Неудачно и намерение, хотя бы символически, показать некое подобие башни, видимо с намеком на существование в Казани древнего историко-архитектурного памятника-минарета Сююмбике. Но оно настолько слабо, что его трудно заметить даже очень внимательному и заинтересованному зрителю.

Обратим также внимание на начертание самих цифр «1000». Опять-таки и здесь мы видим копию, заимствованную из оригинала - ныне находящихся в обращении новых украинских монет, стилизацию нулей или букв старославянского алфавита.

Можно было бы сделать и ряд замечаний в отношении самой надписи Kazan.
Представленный вариант эмблемы скорее и более всего напоминает нам в общем и целом обычную мелкую российскую монету с достоинством «в 1000 копеек», отчеканенную в честь юбилея города, она абсолютно не отражает в этом исполнении исключительную значимость предстоящих торжеств.

Конечно, читатель не вправе вмешиваться в дела и оценку работы официального жюри. Можно остаться равнодушным к разного рода преходящим ценностям в виде эмблем, значков и т.д., ведь это напрямую его не касается. Проблем других, куда более важных и неотложных, и так хватает каждому. Но равнодушие - это не то качество, которым можно гордиться...

Габбас МУХАМЕДШИН.