А ведь у людей помимо заботы что-то продать или купить существует еще много других проблем. Тем более сегодня, когда в обществе процветают преступность, насилие, жестокость, наркомания, алкоголизм и табакокурение, из-за чего рождается множество психически неполноценных детей. И такой рычаг воздействия на людей, особенно на молодежь, как плакатная информация, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Тем более что россияне являются ярко выраженными конформистами по отношению к любым публичным призывам. Вспомним, как мы клевали на рекламу многочисленных финансовых пирамид.

Надо признать, что в советские годы рекламы доброго и вечного на улицах наших городов и сел было предостаточно. Рекламировались эталоны нравственного поведения, активно проводилось патриотическое, интернациональное, трудовое, гигиеническое воспитание. С помощью рекламы велась профориентационная работа. Чаще всего зазывали в свои стены учебные заведения, которые готовили высококвалифицированных рабочих или специалистов со средним техническим образованием, кстати, так необходимых сегодня. И конечно же, постоянно формировался и поддерживался интерес к учебе.

Сегодня ничего подобного, увы, не увидишь. А наше внешнее визуальное пространство забито рекламой сигарет, пива, косметики, нижнего белья и т.д. Зрительно-информационную память у человека, объем которой не безразмерен, сознательно забивают ерундой.

Между тем эксперименты показали, что современная молодежь, как и молодежь прошлых лет, неплохо реагирует на педагогическую рекламу. Например, размещая вблизи одного из техникумов плакаты организационно-педагогического содержания, удалось увеличить поток поступающих в это учебное заведение на 8 - 10 процентов, повысить мотивацию обучения студентов, снизить на 5 - 6 процентов число курящих в перерывах, особенно девушек, добиться соблюдения студентами чистоты вокруг учебного заведения.

Влияние наглядных СМИ, как мы называем наружную рекламу, на поведение и психику молодых людей происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Так, из 20 новых придорожных плакатов, попавших в поле зрения испытуемых, находящихся в быстро движущемся автотранспорте, запоминаются 5 - 6. Они и воздействуют на мотивацию поведения, подобно 25-му кадру. Механизм воздействия визуальных стимулов на реципиентов любой рекламы состоит в том, что они побуждают у людей актуальные потребности.

Отсюда вытекают и требования к построению наглядной педагогической рекламы. Плакаты должны быть внушительных размеров, оформлены с учетом художественных вкусов реципиентов, в частности их цветовых предпочтений. У молодежи, например, популярны оранжевый, фиолетовый, розовый, телесный цвета. Текст на плакатах целесообразно делать рифмованным, с элементами загадочности, ребусности, с конкретными призывами: достичь важных целей в жизни или попытаться походить на популярных, авторитетных людей. Можно также формулировать текст и в командно-директивной форме.

Я убежден, что в связи с взятым в России курсом на увеличение ВВП, создание новых рабочих мест и повышение жизненного уровня людей педагогическая реклама совсем скоро займет свое место в общем рекламном пространстве любого населенного пункта. Специалистов же по построению такой рекламы у нас предостаточно.

Пока же, проходя мимо техникума, колледжа или училища, редко увидишь плакат, зазывающий юношей и девушек в их стены. А чтобы прочесть название самого учебного заведения, надо подойти к нему поближе. Зато вокруг наших учебных заведений достаточно призывов иного рода: «Работа девушкам», «Досуг», «Муж на одну ночь». И надо признать, что эта реклама пока побеждает.

Юрий ФИСИН,

кандидат психологических наук.