Это жесткое слово «успех»

Этим летом мои знакомые решали с сыном, куда ему поступать. Взяли справочник для абитуриентов, и юноша принялся по очереди вычеркивать неподходящие институты и специальности. В итоге список быстро исчерпался, и родители поняли: в перечне самых ходовых профессий их сын так и не нашел для себя ничего интересного. Как вы думаете почему?

news_top_970_100

Нынешнее поколение пепси меня давно восхищает. Его не провести на романтике, их любимое словечко - «реально», оно заточено на успех: материальное благополучие в кубе. Девчонки грезят о балансах бухгалтерской отчетности, а юноши - о менеджерском кресле. Киллеров и путан, бывших символом успеха 90-х годов прошлого века, сменили юристы, дизайнеры и экономисты. Что ж, молодые всегда адекватны своему обществу, но при этом должны опережать его на полкорпуса. В чем же причина такого прагматизма в казалось бы самом романтичном возрасте?

Да все просто. Самое сладкое слово ныне - «успех». Но он всегда подразумевает рост. А можно ли сегодня в России дать каждому желающему дело с перспективой роста? И всем обеспечить высокую зарплату? Социальную пирамиду просто так не упразднишь!

Залогом успеха могли бы стать некие ценности - сейчас в России это актуально как никогда; утверждаясь в них, молодым можно расти практически неограниченно независимо от профессии. Но главная ценность, пропагандируемая в обществе, - размер зарплаты. В итоге все бегут из деревни, мы почти развалили школу и детский сад при шквальном перепроизводстве юристов с экономистами.

Есть еще культ тотального развлечения, навязываемый ТВ. Тут расчет прост: в силу возраста молодой человек быстро усваивает все предложенное, идя на поводу у телеклише. А ведь не тинейджеры, а взрослые дядьки и тетки рекламируют общество потребления «Оттянись со вкусом!» И если герои-бездельники шоу «Дом-2» позиционируются как успешные личности, о которых говорят, то мы неизбежно получаем их кальку в лице собственных детей. Потому что жвачка для мозгов нужна всегда, если реальная жизнь не дает молодым положенной нагрузки для ума.

Отсюда парадокс: сама природа молодого человека вроде бы активно требует строить планы, добиваться большего. А цели-то всего две - зарплата и оттяг! Ему бы креатива - придумать, сотворить, показать всем что-то новое, более важное и ценное, что общество могло бы примерить, попробовать, взять на вооружение. Но для этого молодым нужен вызов, общественный запрос для развития, чтобы доказывать что-то в жизни - всем и себе в первую очередь. У многих юношей и девушек есть серьезные идеи и проекты, которыми можно гордиться. Те же компьютерные технологии развивают преимущественно молодые люди. Стремительно растут их знания и навыки и в других передовых и прежде неведомых областях технологии и культуры. Но насколько это соотнесено с профессией, которую избирают сегодня абитуриенты? Ведь «поезд проедет лишь там, где проложен путь»!

За рубежом престижно иметь свое дело. В России, к счастью, все еще существует понятие «дело общее». Надолго ли?

Сергей ЧЕЛЯЕВ

Писатель,фантаст.
Казань

news_right_column_240_400
news_bot_970_100