Правда, спектакль качаловцев, как и фильм Михаила Козакова, снятый по этой трагикомедии нобелевского лауреата из Швейцарии, короче на одно слово - в 1989 году актрису Екатерину Васильеву никак еще нельзя было назвать старой. Как и народную артистку России Светлану Романову - исполнительницу главной роли в новом спектакле качаловцев.

Кто-то подсчитал еще в конце 80-х годов прошлого века, что рядовой среднестатистический казанец за свою жизнь бывает в театре 0,5 раза. В начале XXI столетия ситуация вряд ли изменилась, и поэтому качаловцы, видимо, были правы, взявшись разрабатывать музыкально-драматическое направление в своем искусстве, вполне доступное и понятное рядовому неискушенному зрителю. При этом главный режиссер театра народный артист России Александр Славутский в очередной раз проявил себя незаурядным продюсером, добившись чуть ли не бродвейского размаха в декорациях и костюмах. Тем, кто не смотрел его «Трехгрошовую оперу», «Скрипача на крыше» или «Вишневый сад», будет по-настоящему интересно. Потому и мы не станем замечать режиссерских самоповторов в мизансценах, сценических ритмах. В конце концов, почему Брехт, Чехов и Дюрренматт не могут быть прочитаны в одной манере, раскрыты одним режиссерским ключом? К тому же трагифарс «Визит старой дамы» гораздо созвучнее «школе представления» Славутского, чем брехтовская «отстраненность» или чеховские «переживания».

В спектакле много музыки, дыма и танцев. Если поначалу это завораживает, вовлекая в атмосферу, воссозданную двадцать лет назад в культовом фильме Георгия Данелия «Кин-дза-дза», то на третьем часу несколько надоедает. Кроме уже упоминавшейся главной героини, в спектакле немало ярких актерских работ: это Священник в исполнении Ильи Славутского, Учитель - Василий Фролков, Полицейский - заслуженный артист РТ Кирилл Ярмолинец.

 

Александр ВОРОНИН