Владимир СОРОКИН: В каждом из нас сидит маленький опричник

В Казани побывал известный писатель Владимир Сорокин - автор скандальных романов «Лед», «Сердца Четырех», «Голубое сало», «Норма», «Очередь» и других произведений. Его книгам даже устраивали настоящую публичную казнь. В «Книжном дворе» писатель представил читателям свой роман «День опричника», который тоже наверняка многими будет воспринят неоднозначно.

news_top_970_100

- Действие «Дня опричника» происходит в 2028 году. Если говорить о содержании книги, то это попытка народной стилизации. По сути это былина на тему России. Я давно хотел написать что-то вроде поэмы в прозе, насколько удалось - судить вам, - сказал Владимир Георгиевич.

Опричнина очень сильно повлияла на Россию, и что парадоксально, она была настолько мощным внутренним явлением, что даже русские классики ее не разглядели. Не случайно об опричнине нет ни одного большого романа. Темы касались, но вскользь, не более того. Нельзя сказать однозначно, опричнина - это хорошо или плохо. Явление страшное, но она часть русской истории и в определенной степени нас всех сформировала.

- Вы заранее рассчитываете, что каждая ваша книга вызовет скандал, и специально на это идете?

- Нет-нет. Просто не получается других книг. Так пишется... Я не провокатор по сути, понимаете? Мне важно, чтобы книга нравилась прежде всего мне, чтобы она у меня вызывала некий драйв.

- Есть ли, по-вашему, в литературе грань между тем, что можно, и тем, что нельзя?

- Не знаю, да и кто может сказать, где проходит эта грань? Когда пишешь художественную литературу, ты должен быть абсолютно свободен, если только это не оскорбляет кого-то лично и не унижает национального достоинства людей. Но если книги кого-то задевают, то это их проблемы, а не писателя.

- А кому вы не рекомендовали бы читать свои книги?

- Думаю, их не надо читать школьникам младших классов. Хотя сейчас такие дети пошли... Недавно мой приятель рассказал мне, что нашел в ранце у своего внука-второклассника DVD-диск с жесткой порнографией. Дед спрашивает: «Где ты взял это?» «Купил в школе за 50 рублей у первоклассника». Вот такое сейчас время...

- Скажите, что чувствует писатель, когда публично уничтожают его книги?

- Мои книги рвали и посыпали хлоркой. Ну, в общем, это не очень радостное чувство на самом деле... Но разные поверхностные люди утверждали, что это пиар с моей стороны. «Пиар, пиар» - слово какое-то воронье! Я не нуждаюсь в черном пиаре. Но очень жаль, что в России писатель по-прежнему воспринимается как враг государства. Это факт.

 

Ольга ИВАНЫЧЕВА

news_right_column_240_400
news_bot_970_100