Аналитики полагают, что сегодня в мире происходит укрепление крупного бизнеса. Не исключение и Россия. В условиях интеграции производства и концентрации капиталов повсюду происходит рост мощи промышленных корпораций и оборотов межрегиональных и транснациональных торговых сетей. Классический свободный рынок уходит в прошлое. В условиях динамично меняющейся экономики возрастает и одновременно трансформируется роль такого важнейшего рыночного инструмента, как маркетинг.

12 мая в Казанском финансово-экономическом институте состоялась посвященная 1000-летию Казани вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Роль маркетинга в повышении эффективности деятельности предприятий». Принявшие участие в ее работе ученые и предприниматели из различных регионов России, анализируя современное состояние рынков и индустрии, пришли к ряду любопытных выводов.

Выступивший со вступительным словом проректор КФЭИ по научно-исследовательской работе профессор Шамиль Валитов подчеркнул, что Казань не случайно была избрана местом проведения этого представительного научного форума. Наш город обладает огромным производственным и инновационным потенциалом, и его вклад в решение задачи удвоения ВВП мог бы быть куда более значительным, чем нынче. В то же время в структуре и российского, и татарстанского экспорта преобладают топливно-сырьевые товары, что неблагоприятно сказывается на внутренней экономической ситуации. При этом можно назвать несколько десятков видов изделий с высокой добавленной стоимостью, которые способны составить конкуренцию зарубежной продукции. Но успешно продвинуть их на рынок невозможно без обладания достаточными знаниями и опытом в области маркетинга, то есть без освоения совокупности коммерческих процессов и операций, направленных на куплю-продажу, обмен и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение целевой прибыли.

С докладом о состоянии и перспективах развития торговли в Татарстане выступил заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики Ренат Уразаев. Он подчеркнул, что потребительский рынок РТ в последние годы стремительно развивается. Сегодня на нем насчитывается 20,7 тысячи предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 90 с лишним процентов из них находятся в частных руках. Розничная торговля остается одним из наиболее важных секторов экономики, ее доля во внутреннем региональном продукте Татарстана составляет 13 процентов. Причем в минувшем году обороты розницы выросли почти на 15 процентов, а по общим ее объемам республика занимает второе место в Приволжском федеральном округе.

Уразаев заметил, что положительные изменения, происходящие на потребительском рынке, обусловлены прежде всего улучшением социально-экономического положения в республике и стабилизацией платежеспособного спроса населения. Это в свою очередь послужило мощным стимулом для прогрессивных изменений в сфере торговли. Появились новые типы магазинов с современными торговыми технологиями - супермаркеты, торговые дома. Активизировался процесс создания крупных структур, а также сетей фирменных магазинов, принадлежащих производственным предприятиям.

Все это приводит к постепенному вытеснению неорганизованной базарной торговли. Доля продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках значительно снизилась и составляет в настоящее время 20,9 процента, тогда как в 2000 году базарная коммерция составляла 38,1 процента розничного товарооборота республики.

Другая зримая тенденция последних лет - в стремительном развитии торговых сетей. Только в 2003 году в Казани открыто 110 новых магазинов. Остановившись на приходе в наш город таких широко известных коммерческих сетей как «Раменка», «Модная семья», «Патэрсон», «ИКЕА» и других, заместитель министра заострил внимание на усиливающихся в последнее время опасениях, будто иностранные и пришедшие из других регионов России коммерсанты вытеснят местные товары с рынка республики. Позиция министерства торговли в этом вопросе достаточно спорна: удовлетворять в первую очередь интересы не республиканских производителей, а местных потребителей - в экспансии качественных привозных изделий в Минторге ничего страшного не видят. С другой стороны, все крупные сетевые операторы заключают соглашения, по которым определенный процент торговых площадей предназначается исключительно для местных товаров при условии их соответствия требованиям операторов. В этом случае продукция наших предприятий может реализовываться не только внутри республики, но и в рамках той или иной сети по всей России и даже за ее пределами.

Одним из наиболее интересных событий конференции явилось выступление заведующего кафедрой маркетинга КФЭИ профессора Александра Мищенко «Трансформация маркетинговой деятельности предприятий в условиях глобализации экономики». Во всем мире, заметил Александр Мищенко, разрабатывается глобальный менеджмент, который основывается на двух направлениях: формировании глобальных корпораций и создании стратегических союзов и динамических сетей, через которые ныне проходит 90 процентов всего товарооборота.

Глобализация коммерческих организаций и возникновение технологически взаимосвязанных транснациональных союзов, по мнению Мищенко, значительно меняют функцию рынка, которая превращается не столько в регулирующую, сколько в планирующую. В настоящее время важнейшей задачей эффективного маркетинга становится планирование самих рыночных отношений, начиная с производства и кончая реализацией конечного продукта. Так, с точки зрения нобелевского лауреата Джона Гэлбрейта, современная корпорация через планирование лучше приспосабливается к рыночным отношениям, видоизменяя и модифицируя их. Это создает предпосылки для определенного воздействия на спрос потребителей, то есть, исходя из логики современных аналитиков-маркетологов, не потребитель будет влиять на предложение товаров на рынке, а наоборот, корпоративный производитель станет диктовать свои условия его функционированию.

То, что последняя тенденция (буде она окажется реализованной) неизбежно приведет к разорению малых и средних предпринимателей, теоретиков возрождения «регулируемой экономики» волнует мало. Многие эксперты едины во мнении, что будущее за крупным бизнесом, тем более что и государство в последнее время постоянно усиливает свое влияние на рынке. Оно регулирует (и будет усиливать это давление) совокупные доходы для поддержания высокой покупательной способности посредством контроля над ценами по мере повышения заработной платы. Кроме того, государство само превращается в участника рынка, вкладывая крупные инвестиции в жизненно важные отрасли и корпорации, скупая контрольные пакеты акций и превращаясь тем самым в совладельца предприятий. Важнейшим фактором развития становится и оживление системы государственного заказа, распределяемого среди участников рынка на конкурентной основе.

Правда, Александр Мищенко тут же заметил: наряду с глобализацией происходят обратные процессы регионализации, усиления экономической независимости регионов, направленные на защиту собственного производителя от конкуренции товаров, производимых в более развитых районах земного шара. С точки зрения Мищенко, процесс этот в определенной мере ограничивает рыночные отношения и способствует снижению производства конкурентоспособных товаров. Но тем не менее эти особенности необходимо учитывать при разработке маркетинговой стратегии различных предприятий.

Происходящая ныне перестройка рыночной экономики приводит и к коренному изменению маркетинговой деятельности фирм для усиления своих возможностей в борьбе за выживание в условиях глобальной конкуренции. Так, при формировании коммерческих сетевых структур значительное количество внешних связей переносится внутрь фирмы, при этом возрастает уровень управляемости и эффективности маркетинга. Необходимо учитывать, что пока трансакционные затраты на внешние связи выше соответствующих затрат на внутренние связи, есть смысл увеличивать размеры сетевых структур.

Впрочем, не все участники конференции были готовы слепо смириться с процессами глобализации и безучастно взирать на проникновение сторонних конкурентов на татарстанский рынок. За более активную поддержку властями местных производителей и сетевых коммерсантов высказался генеральный директор фирмы «СКАТ», председатель Совета директоров казанского АО «ГУМ» Мунир Гафиятуллин, выступивший с докладом «Экономические аспекты особенностей маркетинговой деятельности в торговых сетях». Он заметил, что московские и западные компании свободно продвигают в Казани свои брэнды, при этом иностранцы могут позволить себе работать в убыток в течение года лишь с тем, чтобы довести до банкротства татарстанские предприятия. В качестве иллюстрации активного отстаивания интересов местных коммерсантов Гафиятуллин привел пример США, где в Далласе власти не разрешили итальянским бизнесменам открыть собственные магазины модной одежды, предложив апеннинским швейникам реализовывать продукцию через американские торговые сети.

Докладчик заметил, что активно формирующиеся в последнее время торговые сети обладают и некоторыми недостатками: значительно усложняется расчет складских запасов, увеличиваются трансакционные издержки и возрастают затраты на поддержание системы учета и контроля за прохождением товаропотоков. Тем не менее процесс дальнейшего развития региональных торговых сетей необратим, и глобализация потребительского рынка Татарстана будет происходить как за счет активизации местных коммерсантов, так и прихода в республику крупнейших российских и зарубежных операторов.

Ясно одно: стоящая на грани вступления в ВТО Россия все больше принимает западные правила экономической игры. Выживет ли под катком глобальных коммерческих сетей мелкий и средний отечественный бизнес - большой вопрос, ответ на который участники конференции дать не смогли.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.