По мнению сыщика, если профессиональный угонщик облюбовал ваш автомобиль, то последний не спасут никакие хитроумные приспособления и сигнализации. Ибо техническому арсеналу опытного автовора позавидует и слесарь, и инженер-электронщик. Такому злоумышленнику нипочем крепкие засовы на дверях вашего гаража - он проникнет туда, разобрав крышу либо сделав подкоп. Бдительная охрана на платной стоянке, конечно же, помешает ему на какое-то время осуществить задуманное. Но он будет ежедневно в течение недели или месяца неотступно следовать за вашим автомобилем и улучит-таки удобный момент, когда вы покинете свою машину, дабы купить хлеба или сигарет.

Бывалому угонщику хватит 2 - 3 секунд, чтобы очутиться за рулем чужого автомобиля, открыв дверь при помощи изогнутой металлической линейки или отвертки. Но порой ему и усилий-то никаких прилагать не надо. Достаточно заплатить какому-нибудь пацаненку 10 - 20 рублей, и тот путем незатейливой провокации легко выманит хозяина из облюбованного вором автомобиля.

Представьте: к остановившейся на обочине автомашине подбегает паренек лет тринадцати и с ходу либо смачно плюет в лицо водителю, либо бросает тухлое яйцо в ветровое стекло и устремляется прочь.

Как правило, оскорбленный в ярости тут же выскакивает из машины и бросается за обидчиком. Забыв, естественно, при этом о незапертой двери и ключе зажигания, торчащем в замке. Паренек же, уверенно ориентируясь в лабиринте ближайших закоулков и дворов, быстро отрывается от своего преследователя и скрывается в неизвестном направлении. А вор тем временем спокойно усаживается в беспечно оставленную машину и уезжает.

Надо слишком крепко насолить своим недругам или обладать каким-либо особенным автомобилем, чтобы профессиональный автовор получил "твердое задание" на угон именно вашей машины. В основном угонщики ориентируются не на личность автовладельца, а на сам автомобиль: его марку, цвет и т.д. Так что и сигнализация, и противоугонные приспособления окажутся совершенно не лишними. Ибо, столкнувшись с ними, угонщик предпочтет не тратить время на их разблокировку, а поищет похожую, но менее оснащенную охранными системами машину в другом месте.

Многие специалисты рекомендуют устанавливать противоугонный стопор - металлический стержень, крепящийся одним концом к рулю, а другим к педали газа. Его, правда, можно перепилить ножовкой или перерезать ножницами по металлу, но когда автомобиль находится на улице и на счету каждая секунда, угонщик вряд ли позволит себе такое. Всевозможные сигнализации хороши против случайных угонов. Для заранее планируемого автовор использует портативный сканер, с помощью которого можно засечь частоту и код любой сигнализации. Хозяин, подходя к своему автомобилю, включает разблокировку сигнализации, и радиоволны от его брелока распространяются во все стороны. Так что угонщику достаточно встать со сканером чуть в стороне от машины - и все: "ключ" к этому автомобилю подобран. Поэтому специалисты советуют отключать сигнализацию, находясь не за несколько метров от машины, а подойдя к ней вплотную. И брелок притом неплохо обернуть фольгой. В этом случае и сектор распространения волн будет довольно ограничен, да и сам сигнал для его определения сканером окажется слишком слабым.

Хищение автомототранспорта юристы подразделяют на угоны и кражи. В первом случае хищение происходит без умысла продать его целиком либо по частям. Просто человеку захотелось покататься или куда-то доехать. За подобные прогулки на чужой машине, согласно статье 166 УК РФ, можно лишиться свободы на срок до 5 лет.

При обнаружении в угнанном автомобиле хотя бы малейших следов проникновения в его внутренности угон сразу же квалифицируется как кража. Виновного ожидает более суровая статья УК - 158-я (до 10 лет лишения свободы).

Вообще же любое хищение сначала квалифицируется как угон, и только спустя 10 суток, если пропажа не найдена, его начинают расценивать как кражу.

Но даже если угонщик и завладел чужой машиной с целью ее продажи или разборки на запчасти, его порой милиция задерживает по горячим следам. Доказать в этом случае корыстный умысел практически невозможно. "Взял покататься", - таков стандартный ответ задержанного.

Краденые машины воры стараются прятать поблизости от места совершения преступления, дабы у милиции не хватило времени для их поимки по горячим следам. Добыча загоняется в заранее подготовленный двор или гараж, где искусные мастера перебивают номера кузова и двигателя, а также перекрашивают машину в иной цвет. Другие умельцы изготовляют необходимые документы на машину.

Однако при снятии автомобиля с учета и его регистрации в органах ГИБДД производится тщательная проверка каждой машины специальными приборами именно на выявление перебивки номеров. Только уж слишком мастерски выполненная перебивка может остаться незамеченной. Нельзя исключить и нечистоплотность отдельных сотрудников ГИБДД, которые за определенную мзду могут зарегистрировать угнанную машину. Так что ее новый владелец не будет и подозревать, что разъезжает на чужой машине. До тех пор, пока это не выявится на очередном техосмотре или во время проводимой МВД какой-нибудь спецоперации. Числящаяся в розыске машина у нового хозяина тотчас изымается без какого-либо возврата денег. Чтобы избежать покупки с рук краденого авто, заставьте продавца пройти всю процедуру переоформления машины на ваше имя вместе с вами. Но в случае, если краденый автомобиль попал к вам либо по недосмотру, либо по сознательной вине сотрудников ГИБДД, вы, представив все регистрационные документы, можете предъявить иск не только продавцу, но и дорожной инспекции.

Больше всего шансов распроститься со своим автомобилем в нашей республике имеют владельцы "Жигулей" 10-й и 99-й моделей. Ненамного от них отстают "девятки". В отличие от Москвы и Питера местные автоворы импортные машины особо не жалуют, предпочитая лишь наиболее новые из них независимо от марки, "Москвичи" же и "Запорожцы" угонщиками просто игнорируются. Так что их владельцы могут спать спокойно.

Но и хозяева наиболее привлекательных для угонщиков марок машин могут обеспечить себе спокойный сон, если будут пользоваться услугами платных охраняемых стоянок. Таково мнение и сыщиков, и сотрудников ГИБДД. Поскольку оттуда не было зафиксировано ни одного случая угона. Гаражи такой надежностью не обладают: почти 10% угонов совершается из их стен. Все остальные хищения происходят с улиц и из дворов.

Правда, автору этих строк напомнили случай, произошедший на одной из городских автостоянок. Поздним вечером к сторожам пришли друзья. Посидели - выпили. Решили добавить и послали гонца за бутылочкой винца. Для этой цели один из сторожей воспользовался первой попавшейся на стоянке машиной. И тут, едва гонец убыл в магазин, как на грех, явился хозяин позаимствованной "тачки". Не разобравшись в ситуации, которую ему пытался объяснить заплетавшимся языком второй охранник, тот поднял тревогу. Но все закончилось благополучно, и автомобиль целым и невредимым вернулся к своему законному владельцу. А в общем охраняемые автостоянки остаются, пожалуй, единственным местом, где автовору проявить свое мастерство довольно проблематично.

Однако на всех автовладельцев платных стоянок не хватает. Так что и угонщики, и те, кто их ловит, пока без работы не останутся.

Владимир СТОЛЯРОВ.


 

СПРАВКА "КВ"

В прошлом году в Казани было зарегистрировано 218 угонов и 207 краж машин. Раскрываемость первых составляет 50%, последних - 14%.