ВТО: победители и проигравшие

Часть предприятий республики «умрет», не выдержав «дружеских» объятий ВТО. Другие уже загодя приготовились к жесткой борьбе с конкурентами всемирного рынка. Свой прогноз последствий предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию дает генеральный директор ЗАО «Казанькомпрессормаш», член-корреспондент АН РТ, профессор Ибрагим ХИСАМЕЕВ:

news_top_970_100

- От вступления в ВТО не проиграют лишь те отрасли промышленности, которые ориентированы на использование природных ресурсов - нефти и газа, а также металлургия, нефтехимия, которые загрязняют окружающую среду. Из-за границы эта продукция не завозится к нам - наоборот, мы экспортируем ее. Членство в ВТО вывозить сырьевую продукцию им не помешает. Предприятия именно этой сферы более заинтересованы, чтобы Россия вступила в ВТО. Поэтому в основном и лоббируют такое решение газовики, нефтяники, металлурги и химики. Ведь Запад-то не хочет развивать у себя эти вредные для экологии производства. А в самом тяжелом положении окажется машиностроение.

Доля машиностроения в общем объеме промышленности в развитых государствах составляет 40 - 45 процентов, если она опускается ниже, правительство страны бьет тревогу: опасная черта! В России эта цифра сейчас лишь 15 - 20 процентов... И конечно, Запад не хочет, чтобы такое производство развивалось у нас, поэтому от вступления в ВТО больше всего пострадают предприятия нашей отрасли, вместе с ними и авиастроение, производство автомобилей. Да, может быть, для населения какое-то время это будет хорошо - снизятся цены на ряд товаров. Но затем, когда исчезнет свой автопром, они будут подняты. Я считаю, собственное тяжелое машиностроение - это государственная безопасность страны.

- Как в предстоящей ситуации вы оцениваете шансы предприятия «Казанькомпрессормаш»?

- Мы, конечно, к вступлению в ВТО готовились. Несмотря на то, что пошлина на ввозимую компрессорную технику будет практически нулевая, я думаю, мы выживем. Предприятие улучшило свои показатели энергосбережения: за последние пять лет потребление энергоресурсов остается на одном уровне, а объем производства вырос в три раза. Но самое главное - мы проводим модернизацию оборудования, у нас сейчас очень много новой техники - в общем объеме она составляет 60 процентов. За счет этого можем выпускать сложную технику. Благодаря тесной интеграции науки и производства нам быстро удается выполнять заказы - проходит год, максимум полтора от начала проектирования сложнейших машин до поставки их заказчику.

- Ибрагим Габдулхакович, что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для развития машиностроения в России?

- Законодательная и финансовая поддержка предприятий, доказавших состоятельность своих проектов в «прорывных» направлениях. Стимулирование научно-технической деятельности через налоговое законодательство. Надо образовать на базе вузов, НИИ и промышленных предприятий целевые бизнес-центры, которые могли бы изучать возможности освоения перспективных ниш для продажи наукоемкой продукции на внутреннем и мировом рынках. Важно четко определить взаимный баланс интересов государства, науки и бизнеса. И при этом не упустить время!

«Наиболее успешный завод в области компрессоростроения, который соответствует требованиям современного предприятия, - это завод «Казанькомпрессормаш». У него очень много новых разработок. Это связано с тем, что при Казанском компрессорном заводе есть «НИИтурбокомпрессор». Все остальные заводы продолжают пользоваться старыми разработками». (Журнал «Техномир»)

news_right_column_240_400
news_bot_970_100