По мнению психологов, среди многочисленных факторов, влияющих на наше представление об идеальном партнере, наиболее значимым является так называемая карта любви. Это целая группа сигналов или признаков, закодированных в нашем мозгу, которая характеризует и формирует наши симпатии и антипатии. Она показывает, каким волосам, цвету глаз, тембру голоса, телосложению, запахам мы отдаем предпочтение при оценке возможного партнера. Она также фиксирует характер, который нас привлекает: веселый и открытый, или сильный и замкнутый, или нежный и ранимый и так далее. Получается, что мы влюбляемся именно в тех людей, которые максимально соответствуют нашей индивидуальной карте любви. А карта эта в основном формируется в детстве, и к десяти годам образ идеальной "второй половины" уже вполне складывается в нашем сознании. Конечно, с годами параметры эти могут трансформироваться, обрастать новыми красочными подробностями в зависимости от того, что нас в данный период жизни привлекает, но основные, базовые качества идеала все же остаются неизменными.

Родители - первая настоящая любовь в нашей жизни - накладывают неизгладимый отпечаток на нашу карту любви, практически формируют ее. Если попросить любую женщину описать своего отца таким, каким она его помнит по раннему детству, то между этим описанием и идеалом любимого мужчины, который она носит в своем сердце, найдется очень много общего.

Если мама была добрая и мягкая, то мужчина всю жизнь будет искать женщину именно с таким характером. От матери также во многом зависит, как сын будет относиться к женщинам вообще. Мужчина, выросший с мягкой, нежной и доброй матерью, с очень большой долей вероятности сам станет заботливым, нежным мужем и чутким любовником. И наоборот, авторитарная мать, если она подавляла сына в детстве и была то открытой, то холодной и суровой, может вырастить человека, который впоследствии будет вечным любовником, не верящим ни одной женщине, боящимся любви и обязательств.То же самое касается и мужчин. Пока мальчик маленький, мать - центр его мира, это правильно и по-другому быть не должно. Ее характерные черты оставляют незабываемое впечатление, и мужчину всю жизнь будет тянуть (даже если он это старательно отрицает) к женщинам с ее чертами лица, голосом, характером, даже манерой шутить.

Отец не менее важная фигура в жизни девочки. Он первый мужчина в ее жизни и уже одним этим во многом определяет, какими будут ее взаимоотношения с противоположным полом. Если отец был щедр на похвалы и всем своим поведением показывал, что его девочка самая лучшая и самая любимая несмотря ни на что, то впоследствии женщина будет чувствовать себя уверенной в отношениях с мужчинами. А если отец холоден, критичен или постоянно отсутствует, то самооценка дочери будет сильно занижена.

Конечно, наличие у нас такой карты любви вовсе не означает, что суженым является один-единственный человек. В идеале это, наверное, так, но в реальной жизни мы все равно придерживаемся метода проб и ошибок: влюбляемся, разочаровываемся и вновь влюбляемся, каждый раз говоря себе, что это "именно он, тот самый, единственный и неповторимый". Почему так происходит?

Человек мысленно создает свой, неповторимый объект любви, и немалую роль в таком формировании играют жизненные условия, окружение и воспитание. И, начиная примерно с подросткового возраста, мы ищем соответствие своей модели в лицах людей противоположного пола. Так что же, получается, права песенка, в которой поется: "Я тебя слепила из того что было, а потом что было, то и полюбила"?

Психологи в подобной ситуации поиска идеала выделяют три основные стратегии.

Путь первый: идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта и побуждает искать того, кто максимально бы соответствовал этому образу.

Путь второй: мы начинаем идеализировать уже имеющегося, реального человека и старательно приписываем ему желательные для нас черты, независимо от того, какой он на самом деле.

Путь третий: не идеальный образ определяет выбор любимого, а свойства реального, уже выбранного человека формируют наш идеал.

Все три стратегии имеют под собой реальные основания. В одних случаях предмет любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других имеет место идеализация, в третьих идеал подгоняется, переделывается под реального человека.

Какой из трех путей ведет к роману со счастливым концом - прогнозировать не берусь, да и вряд ли это возможно. Здесь каждый выбирает ту стратегию, которая ближе, привычней и, наверное, проще.