Марат Загидуллов: Мой профессиональный интерес - творить для родного города

26 апреля в ИА «Татар информ» стартовал новый совместный проект агентства и газеты «Казанские ведомости» - «Город on-line». Теперь в студии агентства регулярно будут проходить интернет-конференции в режиме реального времени, ее участниками станут руководители городских учреждений и организаций, предприятий. Каждому гостю студии вы можете задать свои вопросы. Отчеты о пресс-конференциях будут публиковаться на страницах «Казанских ведомостей».

news_top_970_100

Первым гостем студии стал руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов. Более часа он отвечал на вопросы читателей, которые озвучили генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский и главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова.

Л.Т.: - Вы были гостем нашей программы после назначения на должность руководителя исполкома Казани, это было ровно год назад. Очевидно, что за это время вы лучше, глубже и профессиональней узнали специфику города, особенности ситуации, в которой находится столица республики. Сегодня наши читатели адресуют вам много вопросов, уже более конкретных и специфических, чем те, которые задавали вам год назад.

В.Я.: - Марат Фаридович, когда вы приступили к своим обязанностям, от вас последовало заявление, что городом можно управлять как корпорацией. Скажите, через год ваше мнение не изменилось? Таким большим городом, как Казань, должен управлять чиновник или опытный менеджер?

- Мое мнение только укрепилось: город - это корпорация, где жители являются ее акционерами, существуют совет директоров и правление этой корпорации. И я по-прежнему считаю, что городом в части городского хозяйства должен управлять, бесспорно, профессиональный менеджер. Причем профессиональный менеджмент должен касаться всех граней городского хозяйства, начиная от образования и здравоохранения, казалось бы, сфер, которые должны просто оказывать услуги, и заканчивая ведением хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, работающих и на городское хозяйство. Я по-прежнему уверен, что те блага, которые получают и должны получать наши граждане, - а это и чистые улицы, и качественное образование и здравоохранение, благоустроенные дороги, парки, скверы, соответствующий архитектурный вид нашего города - это определенная форма дивидендов. Соответственно, от жителей мы ждем инициативы в части предпринимательства, мы ждем бережного отношения к городу как к своему родному дому, в котором они живут, в котором растут их дети, в котором будут расти их внуки. Чем правильнее и эффективнее будет развита система управления городским хозяйством, тем больше от этого выиграют все.

В.Я.: - Значит, на смену чиновникам придут менеджеры?

- Для того чтобы быть чиновником, сегодня нужно быть менеджером. К примеру, в здравоохранении и образовании мы занимаемся тем, что оптимизируем государственные затраты на одного пациента больницы или на одного учащегося школы. Размазывать одну кашу по всей тарелке невыгодно, от этого страдает качество предоставляемых услуг. Чем ответственней будет финансирование одного пациента или одного ученика, тем выше качество услуг. Мы преследуем принцип: государственные деньги должны идти за пациентом, за учеником, за студентом. И это вкладывается в рамки понятия эффективного управления.

Л.Т.: - Вы сказали: «Деньги идут за людьми» - это новая формула, которая звучит в последнее время, но многих она беспокоит. Не означает ли это сокращение, урезание, потерю будущего, особенно у муниципальных, бюджетных организаций, социальной сферы? В обществе идет дискуссия по этому поводу.

- Опасения есть, и они оправданные, потому что неэффективные учреждения существовать не будут. Есть государственные стандарты оказания качества услуг. Если организации не оказывают услуги должным образом, то пациент к ним просто не пойдет. Например, сейчас есть родовые сертификаты, с которыми пациенты идут в самые лучшие клиники и родильные дома. Они несут деньги туда, где им нравится получать медицинскую помощь. Чем качественнее будут оказываться услуги, тем лучше будет развиваться учреждение - приобретать новое оборудование и т. д. Количество организаций, которые предоставляют услуги, уменьшится, но зато качество оказываемых услуг, несомненно, улучшится. Во главе стоит принцип качества управления. Если менеджер может организовать работу таким образом, чтобы услуга оказывалась на должном уровне, сотрудники работали профессионально, оборудование стояло современное и работало с полной загрузкой, то к такому руководителю люди пойдут. А если наоборот - либо учреждение закроется, либо мы найдем более профессионального руководителя.

Л. Т.: - Вопрос, поступивший через интернет. Альбина из Казани спрашивает: «В чем причина очередного повышения стоимости жилья? В настоящий момент риелторы не продают квартиры в ожидании очередного повышения цен».

- Это, наверно, чисто спекулятивная позиция застройщиков. Практика последних десяти лет показывает, что ежегодно объем вводимого жилья растет. Есть объективные причины удорожания одного квадратного метра: повышаются цены на энергоносители плюс инфляция - все это закладывается в цену 1 кв. м. Возможно, строители искусственно создают ажиотажный спрос, в результате которого цена может повыситься.

Л.Т.: - Власти могут как-то повлиять на эти цены?

- На сегодняшний день городские власти делают все возможное, чтобы в Казани сдавалось больше жилья. Вы знаете, что столица Татарстана - один из лидеров в России по количеству сдаваемых квадратных метров. Наши соседи - города-миллионники, сдают существенно меньше - в два, а то и в три раза. Например, вся Нижегородская область сдает 1 млн. кв. метров в год, а у нас одна Казань в прошлом году сдала 750 тысяч кв. м жилья. Поэтому только увеличением предложения можно уменьшить цены.

В.Я.: - Наш читатель Модин с улицы Дубравной спрашивает, что раньше планировали после станции «Проспект Победы» строить следующую в районе Дубравной, а теперь власти задумались о повороте ветки метро в 10-й микрорайон. Куда же все-таки пойдет метро?

- Планы строительства станции в густонаселенный 10-й микрорайон есть, они еще не оформлены в согласованных проектах и экспертизах. Если говорить о перспективах строительства после станции «Проспект Победы», то это будет через три-четыре года после ее сдачи, которая запланирована в 2008 году. Куда пойдет ветка, как она будет финансироваться - будет определено в ближайшее время.

Л.Т.: - Николай из Казани пишет: «Я участник долевого строительства, дом должен быть сдан во втором квартале этого года. Но застройщики сказали, что ввод задерживается на неопределенный срок, так как администрация города требует с них большой штраф за якобы неправильный вид дома. Почему администрация озаботилась внешним видом здания, когда его уже почти достроили?»

- За последнее время я объездил более 20 объектов, которые возводятся без разрешения на строительство. По закону у застройщика должна быть соответствующим образом оформлена земля с разрешением на строительство. Порочная практика прошлых лет сохранилась, многие работают по принципу «сейчас построил, а завтра согласую». Отвечая на вопрос читателя, хочу сказать, что в данном конкретном случае нам необходимо разобраться, но более чем уверен, что единственная причина, по которой мы не вводим объект, - это несоответствие документов застройщика градостроительным требованиям. Всегда обращалось повышенное внимание на архитектурный облик зданий, ведь объекты строятся и они будут стоять в течение десятков и даже сотен лет, и нам не безразлично, как будет отделан дом, поскольку это в дальнейшем будет связано с эксплуатацией и безопасностью граждан. Мы будем принципиально настаивать на том, чтобы объекты строились согласно законодательству и с соответствующим архитектурным обликом.

В.Я.: - Наш читатель Кириллов спрашивает: власти пригрозили снести жилые дома, построенные без окончательного оформления документов. Не лучше ли конфисковать эти объекты в пользу города, достроить их и получить социальное жилье?

- Конфискация зданий нынешним УК РФ не предусмотрена, поэтому конфисковать мы ничего не можем. Единственное решение - снести самовольную постройку, это предусмотрено Градостроительным кодексом. Мы получили уже одно судебное решение на снос. Несмотря на то что оно сейчас обжалуется, я уверен, правда и закон на нашей стороне. Я многократно говорил, что наша задача - не сносить объекты, наша задача - подвигнуть людей соблюдать законодательство.

Л.Т.: - Вадим Прохоренко из Юдино прислал вопрос на наш сайт: «Из СМИ я слышал, что исполком Казани планирует составить рейтинг бюрократии среди муниципальных чиновников и жестко контролировать движение документов, особенно в области строительства. Этот процесс уже начался?»

- Да, я уже провел два совещания по этому вопросу. У нас очень понятный и четкий процесс выстроен в комитете земельных и имущественных отношений по оформлению земельных участков. Была запущена соответствующая программа по документообороту, и стало видно, у какого чиновника сколько времени лежит документ. Руководитель может нажать кнопку и посмотреть, какое количество документов скопилось у того или иного исполнителя. И если кто-то не справляется, то сотруднику или ищут замену, или разбираются в ситуации - в чем причина скопления документов в том или ином месте. Аналогичную блок-схему мы начали выстраивать и в ГлавАПУ, и в управлении градостроительных разрешений.

На электронный документооборот мы выделили серьезные деньги и стали создавать муниципальную информационную систему, которая включит в себя все аспекты городского хозяйства. Наша муниципальная информационная система будет одной из лучших в России. Мы вообще стараемся все делать на передовом уровне в РФ.

В.Я.: - Недавно страна пережила смерть первого Президента России. И наш читатель Николай Панин спрашивает, нельзя ли переименовать улицу Карагандинскую, где стоит дом, в котором жил будущий президент, в улицу Ельцина?

- Вы знаете, в компетенции города переименовать улицу с неодушевленным названием, например Цветочная, Весенняя. А если переименование связано с именем выдающегося человека, то это в компетенции Кабинета министров РТ.

В.Я.: - Вопрос от наших читателей: каковы новые подходы у городской власти к капитальному ремонту?

- Первый - инновационная реконструкция хрущевок, когда за счет инвестора дом реконструируется и к зданию надстраивается шестой этаж. Инвестор зарабатывает деньги за счет продажи квартир на шестом этаже. Но в Казани большинство домов - это не хрущевки. И тут выход один - выделение денег. Вы знаете, что в своем послании Государственному Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил важность вопросов, которые были подняты на заседании Президиума Госсовета в Казани. Было решено создать фонд, который выделит средства на расселение ветхого жилья. Мы приложим максимум усилий к этому процессу, чтобы Казань стала пилотным городом, где бы эта программа начала реализовываться. Я думаю, раз мы эту волну подняли и донесли этот вопрос до Владимира Путина во время его последнего визита в наш город, то Казань должна стать одним из первых городов, которые эти деньги получит. Мы оцениваем недоремонт жилого фонда в городе в сумму порядка 12 - 15 млрд. рублей. В прошлом году выделили на капитальный ремонт в Казани порядка 1 млрд. рублей, в этом году выделим около 900 млн. рублей. Эта тема - наша боль, и мы ведем ее по мере того, как позволяют нам наши финансовые возможности.

Л.Т.: - Что предпринимается для того, чтобы повысить качество дорог, которые делаются в городе? Может быть, спрос с дорожников усилить? Часто ремонтируют каждый год одни и те же улицы...

- Поясню, ямочный ремонт - эта та вынужденная мера, без которой мы просто не можем обойтись. У нас есть улицы, где ямочный ремонт делать уже нельзя, но из-за того, что у нас нет денег положить там новое дорожное полотно, мы вынужденно латаем те дыры, которые на них возникают. После моего объезда на наиболее проблемных улицах - таких как Толстого, Московская, мы решили восстановить дорожное полотно. Также новое полотно получат улицы Профсоюзная, Чернышевского, Астрономическая, Техническая. Мы закупили новое оборудование для ямочного ремонта, которое позволяет делать 100 - 150 кв. м в день - это не очень много, но зато работы проводятся очень качественно, без выдалбливания.

В.Я.: - Нас всех интересует наше будущее. Сейчас будут меняться архитектурные решения, выстраиваются новые формы работы с талантливой молодежью. Каких еще революций ожидать от новой власти?

- На самом деле мы не за революцию, а за эволюцию. В ближайшее время - эту работу пока не видно - многое изменится в части работы городского транспорта. Мы много об этом говорили, в ближайшие три месяца работа общественного транспорта в городе существенно изменится. К нам подходит большое количество нового подвижного состава. Мы будем первым городом в России, который внедряет требования Евро-3 к общественному транспорту. Также будем первым городом, который внедряет стандарт низкопольных автобусов, что существенно облегчит доступ пожилых пассажиров в автобусы. Да и скорость пассажирооборота увеличится - пассажир быстрее вошел в автобус, быстрее из него вышел. Все автобусы будут одного цвета - красного, по примеру Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Красный автобус видно издалека, на них будет электронное табло с информацией: откуда автобус едет, куда. Так что летом мы увидим новое в общественном транспорте, думаю, это отметят и казанцы, и гости столицы Татарстана.

Революционная вещь - это создание межконфессионального паломнического центра, аналогов которого в России еще не было. В переговорах с Патриархом всея Руси, с представителями католической церкви, с представителями мусульманства мы обсудили его создание. План-график работ утвержден, на месте бывшей табачной фабрики мы сносим практически все строения и создаем на их месте центр. Здесь было обретение иконы Божией Матери, которая почитается и в Евангелии, и в Коране. И этот центр должен стать местом притяжения паломников из разных стран.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100