Ровно три года назад= в нашем городе открылась железнодорожная станция «Восстания-пассажирская».

С ее вводом у казанцев появилась надежда, что уж теперь-то железнодорожники и городские структуры всерьез возьмутся за долгострой - вокзальный комплекс на улице Воровского, строительство которого началось еще в конце... семидесятых годов прошлого века. Но в связи с началом перестройки и последующим развалом экономики он был «заморожен».

Хорошо еще, что руководители министерства путей сообщения, Горьковской железной дороги и ее Казанского отделения не смирились с таким положением и не теряли надежды на запуск станции. В 1994 году в цокольном помещении здания будущего вокзала открылись пригородные кассы, на станции оживилось движение электричек. А в 1998-м тут начали работать суточные и предварительные кассы дальнего следования. Жители нескольких крупных районов Казани - Московского, Авиастроительного и Ново-Савиновского - получили прекрасную возможность ездить отсюда на дачи и приобретать здесь билеты на поезда дальнего следования. Вокзал на станции Восстания потихоньку превращался в действующую железнодорожную единицу. Здесь появились уютный зал ожидания, буфет, гриль-бар. А вскоре наряду с электричками на станции стали останавливаться и два транзитных пассажирских состава, следующих на Москву.

А в августе 2000 года тогдашний начальник ГЖД Хасян Зябиров поставил задачу - сдать станцию в эксплуатацию. В работе участвовали практически все подразделения Казанского отделения, которые за три месяца выполнили огромный объем строительно-монтажных и электротехнических работ, по прокладке и электрификации двух новых путей, установке средств автоматики, укладке 3 тысяч квадратных метров асфальта.

14 декабря станция была торжественно сдана в присутствии многих руководителей города и дороги. Однако на самом вокзале мало что изменилось. Транзитные пассажирские поезда убрали, сегодня через станцию Восстания-пассажирская следуют всего несколько электричек, да и то, как говорят пассажиры, с большими перерывами между рейсами. Правда, в летнее время электричек бывает больше, и казанские дачники с удовольствием пользуются услугами станции.

Зимой же вокзал пустеет. Одна уборщица, один билетный кассир, два-три путейца, работающие возле платформы, - вот и весь персонал огромной станции, которая планировалась как альтернатива главным железнодорожным воротам столицы Татарстана. Перестали работать буфет и гриль-бар, в зале ожидания холодно, в туалетах нет воды. Ветшает и само здание. Назвать его вокзалом сегодня решится разве что человек, обладающий большой фантазией.

И все же вокзал скорее жив, чем мертв. А главное, о нем не забыли те, от кого зависит его дальнейшая судьба. Первым эту тему поднял начальник Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин, который во время своей видео-Интернет-конференции 4 ноября сообщил, что на дороге всерьез озабочены казанским долгостроем.

- С вводом в строй вокзала на станции Восстания-пассажирская мы будем принимать тут львиную часть транзитных поездов дальнего следования, идущих через Казань, - сказал Шевкет Нургалиевич. - А старинный Казанский вокзал будет разгружен для пригородного сообщения.

Однако ясно и то, что железнодорожники сегодня вряд ли потянут в одиночку огромные объемы работ, которые еще остаются на объекте. В этом деле нужно активное участие и города, и республики. Как сказал на недавно прошедшем брифинге заместитель начальника ГЖД Финарис Ахкямов, недавно в Нижнем Новгороде прошло совещание, на котором был рассмотрен вопрос завершения строительства Северного вокзала в столице Республики Татарстан. Было отмечено, что в этом заинтересованы также руководители города и республики. Огромные площади вокзального комплекса не должны пустовать. Наверняка найдутся инвесторы, которые смогут выгодно вложить средства в объект, который не только украсит нашу тысячелетнюю столицу, но и станет прекрасным торговым и культурным центром северо-западной части города.

Ожидается, что судьба нового вокзала будет окончательно решена уже в этом месяце, когда состоится подписание соглашения о сотрудничестве на 2004 год между Горьковской железной дорогой и правительством Республики Татарстан. Хочется верить, что решение, которое примут генералы стальной магистрали и руководители республики, будет в нашу с вами пользу, дорогие читатели.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.