Много шума из-за пакета

В последних числах августа общественность бурно реагировала по поводу новых правил в аэропортах. Мол, жидкости с собой на борт просто так не пронесешь - паковать заставляют в специальный пакет, и не больше ста миллилитров каждый пузырек. Спиртное из «дьюти-фри» - страшно сказать - не разрешают открывать и употреблять во время полета, только по прибытии! И даже, говорят, если дыхнуть перегаром и рыкнуть на сотрудника аэропорта, он безо всякого уважения может занести пьяного пассажира в черный список авиакомпании, и впредь того не пустят на борт!

Попутно беременные пассажирки возмущались требованием представлять справку о состоянии здоровья будущей мамы, причем заверенную врачом аэропорта (что усложняло возможность представления «купленной» справки). Одна такая «смелая» мама сейчас находится в Турции, где в больнице ее преждевременно родившийся сынишка борется за жизнь. Возможно, перед отъездом девушка начиталась постов интернета, на которых бывалые мамаши рассказывают, как обмануть авиакомпанию и улететь без проблем на поздних сроках беременности.

Давно известно, наш консервативный народ не любит нововведений и разных там усовершенствований. Потому как точно знает, за чей счет обычно такие улучшения проводятся. Однако мы любим и впадать в крайности - от тупого терпения до бессмысленной склочности. Такое ощущение, что соотечественники из другого теста сделаны, чем весь остальной мир, который уже давно подчиняется данным правилам без особого для себя неудобства. Следует понимать, что в полете внештатной ситуацией может стать не только объявившийся террорист, но и внезапные роды. А экстренная посадка иногда заканчивается печальными сводками в новостях.

Пассажиры оплатят новые самолеты?

Есть еще одна тема, волнующая всех участников рынка, - стоимость авиаперевозок, точнее, их возможное удорожание. Масла в огонь подлило августовское заявление руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгения Бачурина, заявившего, что в следующем году в России нужно ожидать повышения цен на авиаперелеты в пределах 20 - 40%. Причина - растущий износ российского авиапарка, нехватка имеющихся воздушных судов и дополнительные расходы на безопасность. Мол, все эти насущные статьи затрат авиакомпании традиционно компенсируют за счет пассажиров, в первую очередь на внутренних регулярных рейсах.

Представители крупнейших авиакомпаний страны называют основной причиной возможного роста цен вовсе не затраты на обновление авиапарка. Расходы на закупку новых судов в цене содержатся, но лишь в пределах 5 - 7%. Лидеры рынка авиауслуг так или иначе уже обновляют свой парк самолетов при нынешней стоимости билета. По мнению экспертов, этот процесс займет не менее трех лет. Главным же фактором удорожания авиационных услуг станет очередной рост цен на авиационный керосин, расходы на который составляют в цене билета до 60% в виде топливных сборов. Механизм реализации авиатоплива в нашей стране (от производства и хранения до заправки), играющий не последнюю роль в дороговизне керосина, - вообще отдельная тема. Цена на керосин в свою очередь зависит от динамики цен на нефть, а данный показатель очень трудно поддается прогнозированию.

Ищи кому выгодно

На самом деле авиакомпании не заинтересованы в повышении тарифов - пассажиропоток тает с каждым годом. Так зачем рубить сук, на котором сидишь? Собственно, люди стали не только меньше летать, но и вообще меньше покупать, поэтому очередное повышение не выгодно продавцу в любом секторе экономики. Другое дело, что постоянный рост цен на энергоносители и топливо провоцирует удорожание конечного продукта либо услуги. А здоровая конкуренция, наоборот, снижает цены (сравните, например, стоимость авиабилетов Казань - Москва несколько лет назад и сейчас). Кроме того, для сдерживания единовластия авиакомпаний в вопросе тарифных расценок существует процедура антимонопольного расследования ФАС. Поэтому говорить о произволе участников рынка авиаперевозок здесь не приходится.

Благие намерения авиаторов понятны, однако особенности нашего рынка гражданской авиации видны пользователю невооруженным глазом. Народ неспроста упорно ездит на отдых за рубеж даже на фоне активной рекламы отечественных курортов. Оставим в стороне турсервис. Если рассмотреть только транспортную составляющую стоимости путевки, выясняется, что билеты, например, в Сочи теперь обходятся почти в два раза дороже, чем в Турцию.

В то же время в Европе существование серьезной конкурентной среды заставляет авиаперевозчиков удерживать цены на куда более приемлемом уровне. Их самолеты летают на том же керосине, однако в России, стране-экспортере нефти, этот вид ГСМ в несколько раз дороже. Некоторые крупные авиакомпании Европы осваивают нишу бюджетных перелетов, сохраняя при этом высокое качество сервиса, нехарактерное для подобных предложений. И хотя в России так любят искать свой самобытный путь, в этом случае, думается, старая добрая конкуренция является единственной альтернативой полному кризису в отрасли.