- Любое кино, которое можно смотреть всей семьей, которое не оскорбляет религиозных чувств, можно назвать мусульманским. Этот фестиваль открывает нам огромный, интересный, неизвестный мир. Но в целом современное кино глупеет, поскольку глупеет зрительская аудитория. Американцы составили среднестатистический портрет человека, покупающего билеты в кино. И им оказался подросток, чаще всего малограмотный. У нас практически та же самая картина. Посмотрите, кто сидит в зале, - молодежь! А как они смотрят фильмы? Переговариваются друг с другом, звонят по телефону, уходят за пивом, возвращаются с пивом, жрут попкорн. Вот эти ребята - основные потребители кинопродукции. И чтобы они тратили деньги на билеты, кино должно соответствовать их уровню и вкусам. То есть современное кино, чтобы быть массовым, просто обязано глупеть.

Помимо коммерческого есть еще одна ветвь - кино фестивальное. Его я ненавижу еще больше, чем коммерческое. Большинство фильмов, обласканных на всех фестивалях, имеющих тысячи наград, через два-три года забываются. А это совершенно неприменимо к настоящему искусству. И не фестивали, а только время показывает, что искусство, а что не искусство. А есть еще «авторское» кино, которое многозначительно называют «кино не для всех», то есть для очень умных. Это еще хуже... Что будет дальше, не знаю. Если честно, я в полной панике.

- Неужели вы не видите никакого выхода?

- Выход есть. Надо начинать с повышения общего уровня образования. Но это - задача парламента, президента. Нужно возрождать детское кино. Его же у нас нет! Прокатчикам невыгодно показывать детское кино, потому что билеты на детские сеансы дешевые. Телеканалы не хотят его показывать, потому что во время фильмов для детей нельзя давать рекламу. Вообще, такого безнравственного телевидения, как в России, нет ни в одной стране. Когда в 1998 году мы вышли в Думу с законом о высшем совете по цензуре, поднялась такая сумасшедшая волна негодования: «Вот придумали - цензуру!» Совет Федерации наложил на этот закон вето. И с тех пор продвинуть законопроект невозможно. Невозможно, потому что телевизионное лобби сегодня настолько сильное, мощное и богатое, что бороться с ним очень тяжело. Чтобы решить этот вопрос, нужна воля Президента России.

- Основа успеха фильма - это сценарий. Интересно, о чем сейчас в основном пишут сценаристы?

- Это тоже очень показательно. За совсем небольшое время я прочел сто сценариев, и везде одно и то же: воры, менты, проститутки, всевозможные извращенцы. Думаю: ну только людоеда не хватает! Открываю следующий сценарий - людоед! И действие происходит у нас, в наши дни. Как по таким сценариям снимать хорошее кино? Не знаю!

- Станислав Сергеевич, а если бы вы сняли фильм, который можно показать на фестивале мусульманского кино, то о чем бы он был?

- О чем бы был фильм? О толерантности. Я мог и хотел бы снять фильм о том, как мы раньше жили в многонациональной Казани. Татары, башкиры, русские, украинцы, мордва, удмурты, евреи... - все жили очень дружно. И никто никогда не задумывался, татарин он, башкир или еврей, и никто не делил людей по национальному признаку. Тогда была настоящая дружба между народами, и об этом надо рассказывать, надо снимать кино.