Парадоксально, но факт: увеличение таможенных пошлин на ввозимые иномарки выполнило вспомогательную цель, но промахнулось по основной. Хлам в Россию завозить перестали, но вот на "Жигули" и "Волги" любители хороших машин так и не пересели.

"Временем Ч" стало 4 октября. С вступлением в силу решения правительства Российской Федерации в одночасье поменялась картина автоимпорта. По данным Татарстанской таможни, с июля по декабрь 2002 года в республике растаможили 1171 иномарку: 685 - в Казани, 486 - в Набережных Челнах. Но сравним ввозимые машины. До октября новенькие иномарки приобретала главным образом немногочисленная группа обеспеченных казанцев. У прочих поклонников заграничных авто из столицы и других городов республики в фаворе были небезызвестные "старушки". В последние годы на наших улицах примелькались Audi-80, пожилые Volkswagen: Passat, Golf. Владельцы первых двух моделей платили за растаможку по 45 - 50 тысяч рублей. А покупателю Golf и вовсе повезло: за машину 1986 года выпуска с рабочим объемом двигателя в 1256 "кубиков" он отдавал чуть больше 30 тысяч. Но вот с 4 октября та же техника тянула бы на таможне на восемьдесят пять тысяч целковых, а ведь предварительно машину еще и купить нужно.

Игра по новым правилам сделала невыгодной покупку рухляди. Теперь она циркулирует разве что на "третичном" рынке - внутри страны. Оно и немудрено. За новую машину (по закону это возраст до 3 лет), как и раньше, приходится платить таможенные пошлину и сбор за оформление плюс НДС и акциз. Покупая "коня" от трех до семи лет, также платят по 0,85 "евриков" за "кубик" (за двигатель больше 2,5 литра по 1,4 евро за кубический сантиметр). Зато все поменялось в отношении машин старше семи лет. Напомним, что теперь за их растаможку придется выложить непомерную сумму: по 2 евро за "кубик" двигателя до и по 3 - "после" двух с половиной литров рабочего объема. По таким расценкам разве что коллекционные экземпляры ввозить!

В свое время правительство не смутило мнение многих специалистов да и продвинутых автомобилистов-любителей. Заграничная 7-летка ("ЗАЗ" не в счет) ни в чем не уступает только что сошедшему с конвейера отечественному авто. Правительство ответствовало незатейливо, мол, надо поддержать свой автопром снижением остроты конкурентной борьбы с Западом. Да и не нужен нам их хлам. Хлам у нас теперь будет в основном собственный, исключая разве что Дальний Восток. Там вдоль дорог выросли "японские" автокладбища, но это - местная специфика. Что же касается подъема автопромышленности такими методами - битва пока что проиграна. Объем продаж автозаводов не увеличился, а любители качественной техники... стали покупать еще более качественные иномарки, выпущенные в середине девяностых или новые. В нашей республике Татарстанская таможня даже выявила двух богачей-рекордсменов, проживающих в столице. Один их них растаможил Toyota Lexus LS 430 за 760 тысяч целковых. Другой казанец после приобретения новенького красавца Mercedes-Benz S 500 L 4 MATIK вручил государству почти два миллиона рублей!

Антон ШАБАРДИН.