А вот выдержат ли такую обучающую процедуру реальные пластмассовые скелеты, пылящиеся в шкафах обычных школ?

Несмотря на почтенный возраст, «бедный Йорик» из казанской школы №64 еще вполне респектабелен - изучать строение человека по нему возможно. Правда, без прикосновений... Достойно выглядят и муляжи фруктов, гербарии и заспиртованные медузы. И это несмотря на «застойное» происхождение, пытливые детские умы и «очумелые» ручки.

- Эти «экспонаты» выживают только благодаря усилиям педагогов, - говорит заместитель директора по учебной работе Наталья Никитина. - Энтузиасты трепетно берегут наглядный материал тридцатилетней давности.

И таких раритетов в школе немало. Например, в тех же кабинетах физики и химии, где оборудование не заменялось с 1992 года. Лабораторный инструментарий хранит еще тепло рук родителей нынешних учеников. Увы, колбы и пробирки потеряли прозрачность, поблекла краска на амперметрах и электронно-лучевой трубке. А что делать, если один комплект разновесов равен по стоимости парте со стульями? Догадайтесь с трех раз, чему отдадут предпочтение при нынешнем финансировании.

- В последние годы, - продолжает Наталья Александровна, - ситуация с обеспечением наглядными пособиями значительно улучшилась.

И она демонстрирует нам интерактивную школьную доску - огромную панель, на которую можно вывести и компьютерное изображение, и использовать под цветные мелки и фломастеры. В прошлом году выделили средства на покупку двух телевизоров и трех магнитол. Что и говорить, почти в каждом кабинете есть компьютер, видеомагнитофон, телевизор...

Новые технологии присутствуют во всем - в современных объемных планшетах в кабинете автодела, в коллекции видеофильмов для просмотра, там, где приставки пре- и при- рассказывают о своем правильном написании... Но наряду с инновационными учат поколение next и самодельные пособия. Например, стена в кабинете биологии, расписанная масляными красками и представляющая эволюцию видов... Или макет татарского домика с внутренним убранством, изготовленный мужем преподавателя татарского языка. Кустарное производство - это от бедности нашей. Но вложенное в экспонаты душевное тепло тоже воспитывает. Как портреты классиков на стенах, ряды книг во встроенных шкафах, шеренги обтрепанных учебников, таящих не только знания, но и учащих мыслить. Разумеется, при наличии желания...

Пример патриотического ренессанса - воссоздание в школе ?64 музея боевой славы, существовавшего там лет двадцать назад. На стенах школьного коридора вновь появились стенды с ликами героев прошедшей войны, а новые пустующие стеллажи ждут водворения на место пехотной каски, писем с фронта - музейных экспонатов, своевременно припрятанных мудрыми учителями, ведь история полна повторений.

Эта ситуация, к сожалению, типична для большинства казанских школ, когда наряду с суперсовременным техническим оборудованием используются пожелтевшие от времени планшеты. Со временем, по мысли больших начальственных мужей, положение должно кардинально поменяться. Например, только в этом году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на наглядные пособия должно быть выделено около 11 млн рублей. Естественно, в масштабах России... Когда вот только «докатятся» эти средства до Казани? А потому остается уповать на фантазию учителей ну и помощь родителей, конечно.