Итак, Промыслом Вседержителя в середине 19-го века выходец из Буинского уезда тогда Симбирской губернии Ахметзян Рахматуллин оказывается в Казани. В 1852 году он открывает собственное дело по торговле чаем и сахаром, совершенно верно рассудив, что наиболее выгодным продуктом торговли есть товар, пользующийся спросом ежедневно. Чай и сахар являлись именно таким продуктом, посему коммерческое предприятие Рахматуллина было всегда рентабельным, приносило неплохой доход, что позволило ему уже в 50-е годы приобрести в Старо-Татарской слободе прямо на набережной Кабан-озера большой двухэтажный дом (дом этот цел, с 70-х годов 20-го столетия является трехэтажным и носит ныне адрес: Марджани, 42), а в 1869 году стать купцом второй гильдии.

Он не был ни чайным, ни сахарным магнатом, как, например, его тезка Ахметзян Сайдашев, коего современники открыто звали чайным королем, однако, как Сайдашев и как большинство татарских гильдейных купцов и промышленников, активно участвовал в благотворительной деятельности.

Еще не входя в торгово-промышленную элиту татарской Казани, Ахметзян Рахматуллин на пару с купцом второй гильдии Мухаметсафой Галикеевым приобрели большой земельный участок на Первой Поперечной улице прямо против мечети «Марджани» под строительство медресе, которое не без финансового участия Рахматуллина было выстроено в 1871 году. После пожара, случившегося в 1875 году, медресе было отремонтировано, опять-таки на средства уже первой гильдии купца Ахметзяна Рахматуллина, а в 1880 году он своими личными денежными средствами принял участие в строительстве нового здания медресе, которое стоит и поныне, носит наименование «Марджания» и имеет адрес: Султана, 4.

Ахметзян Фазлуллович явился главным инициатором и строительства нынешнего Апанаевского медресе на улице Марджани, в те времена носившего наименование «Касимия».

«Первое место среди казанских медресе занимала Прикабанская или Апанаевская медресе, - писал о «Касимии» крупный ученый-языковед Джамалетдин Валиди. - Здесь служили самые выдающиеся мударрисы (профессора, ученые. - Л.Д.)...»

Действительно, здесь преподавали «самые высокообразованные богословы бухарской школы, имевшие в своих домах прекрасные библиотеки», ежегодно собирая «вокруг себя сотни шакирдов из разных уголков Российской империи» (Р.Салихов, Р.Хайрутдинов. Республика Татарстан: Памятники..., стр. 38 - 39). Позже, когда новометодное обучение было внедрено Галимзяном Баруди и в «Касимию», преподавали здесь и Ахмедхади Максуди, выдающийся педагог и журналист; и Заки Валиди, будущий ученый-тюрколог; и Гафур Кулахметов, драматург; и многие другие, что позволило лицам официальным включать Апанаевское медресе вплоть до событий 1917 года в число передовых татарских учебных заведений.

Не сторонился Ахметзян Рахматуллин и деятельности общественной. Уже будучи купцом первой гильдии, он в 1883 - 1887 годах избирался депутатом или, как тогда говорили, гласным городской Думы, помогая людям словом и делом и на этой должности. Ибо просто не мог иначе.