Появившиеся во второй половине XIX века сборники советов о правильном выборе туалета избегали давать рекомендации относительно конкретных оттенков цвета - речь всегда шла только о гамме, которая, по мнению авторов, подходит тому или иному типу.

В одной из книг можно было найти объяснение этому: "Вообще цвета сильно подвержены моде, почему мы не можем приводить здесь примеров; во всяком случае, советуем избегать так называемых модных цветов, которые часто через несколько недель носят все. Такие цвета очень непрактичны, потому что по ним всегда можно узнать год их изготовления".

Так как с цветом связывали выражение чувств, постепенно выработалась система символов, которой придерживались при выборе ткани и цветущих растений. Одни цвета находили подходящими для людей зрелых, другие - для юных. В одной из книг конца XIX века приводится перечень значений цветов: "Розовый цвет - любовь; ярко-красный - огонь и страсть; зеленый - надежда; голубой - вера; синий - верность; темно-серый - отчаяние".

Некоторые цвета связывались с возрастом. Например, форменная одежда учениц Смольного института различалась по цвету в зависимости от класса, в котором училась воспитанница. Самые младшие носили платья кофейного цвета, подростки - голубого, а выпускницы - зеленого. На балах старшие девушки появлялись в белых платьях.

В результате опроса мужчин и женщин всех возрастных групп обнаружились любопытные факты. Оказывается, наибольшее предпочтение люди отдают синему цвету - 38% всех опрошенных. Немало поклонников и у красного - 20%. Зеленый пользуется успехом у меньшего числа людей - всего лишь 12%. Во главе аутсайдеров стоит черный цвет - 8% опрошенных. Еще хуже положение у розового - 5%, белого и фиолетового - 3%, желтого и коричневого - 2%. У серого, серебряного и оранжевого вообще незавидная участь - они набрали всего по одному проценту.

Специалисты утверждают, что есть устойчивые соответствия между цветом и эмоциями человека.

Умеренные тона (теплые серые и коричневые, темно-серый, оловянный и светло-коричневый) положительно влияют на окружающих. Они считаются в меньшей степени угрожающими и наиболее эффективны, когда надо, чтобы люди почувствовали доверие и могли высказать свое мнение.

Насыщенные, спокойные цвета - белый, серый, синий, зеленый - вместе с плавными линиями кроя одежды способны вызывать психологическую разрядку.

Резкие, ослепляющие цвета с блестящей поверхностью провоцируют напряжение у собеседника. Одежду подобных цветов можно надеть, чтобы морально подавить своего конкурента.

Для создания атмосферы не просто напряжения, а даже испуга выбираются холодные темно-синие и темно-зеленые цвета с сильным ледяным блеском. Впечатление страха усилят острые, выступающие детали одежды.

Если вы настроены весело и хотите подобным образом настроить своего собеседника, отдайте предпочтение светлым и ярким краскам в контрасте с тяжеловесными и темными с ненавязчивым блеском.