Казань готовится к 1000-летнему юбилею. Но вместе с отрадным и лестным для казанцев расширением кварталов благоустроенного жилья, преображением исторического центра столица приступает к непростым, а порой и болезненным социально-экономическим реформам. Уже стартовала реформа жилищно-коммунального хозяйства, на пороге - одобренные на днях Госдумой коренные преобразования электроэнергетики. Ясно, что в столь непростых условиях усложняются механизмы управления городским развитием, возникает необходимость его перспективного планирования.

О том, что нового даст разрабатываемая сейчас программа стратегического развития Казани до 2015 года, вы узнаете из интервью с мэром города Камилем Исхаковым.

- Камиль Шамильевич, зачем вообще понадобился стратегический план развития Казани, рассчитанный на целых 15 лет?

- На самом деле срок этот небольшой - по сути, мы приступаем лишь к краткосрочному планированию. А ведь Казань занимает особое место среди миллионников СНГ и России. Дело не только в подготовке к приближающемуся 1000-летнему юбилею. В последние 5 лет мы заняли ведущие в стране позиции по темпам экономического роста, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Да и в республике доля Казани приближается к 47 процентам общих объемов производства. По уровню жизни столица уступает лишь нефтяному Альметьевску, а по темпам жилищного строительства (2,53 кв. метра на человека) Казань превратилась в безусловного российского лидера. В городе формируются новая среда обитания, более высокие социальные стандарты, развивается активная инвестиционная политика - все это требует и нового уровня осознания приоритетов. Учитывая многообразие сил, действующих в любом современном городе, неизбежно приходишь к выводу, что без определения четких целей и учета интересов всех слоев общества поступательное развитие современного мегаполиса невозможно. Для этого, собственно, и разрабатывается стратегический план развития Казани.

- Наверное, мы не являемся первопроходцами, опираемся на чей-то опыт?

- Да, мы воспользовались практикой таких крупных российских центров, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. В них, как и во многих зарубежных городах-лидерах, подобные стратегические программы реализуются уже не первый год. Успешная практика городского управления последних лет показывает, что города-лидеры в своем развитии неизменно опираются на стратегические планы. Эта тенденция принимает уже общероссийские масштабы, поскольку без научно обоснованного видения будущего невозможен эффективный диалог с ключевыми участниками современной экономики - отечественными и зарубежными инвесторами.

Мы ожидаем, что Стратегический план повысит эффективность взаимодействия всех участников городского развития за счет понимания общих целей, средств их достижения и перспектив. Это создаст условия для партнерства власти, бизнеса и общества. А поскольку стратегия рассчитана на 15-летнюю перспективу, в ее рамках разрабатываются отдельные направления, содержащие конкретные мероприятия по выполнению городских программ.

- Обрисуйте, пожалуйста, вкратце эти направления.

- С помощью ученых из "Леонтьевского центра" Санкт-Петербурга, имеющих большой опыт в этой области, наши разработчики сгруппировали направления стратегии в три основных блока: общественно-политический, экономический и градостроительный. Приоритеты общественно-политического блока - в развитии институтов гражданского общества и совершенствовании управления городом, определении путей дальнейшего развития культуры, науки, образования, охраны здоровья населения, улучшения социальной защиты малоимущих.

Среди приоритетов экономического блока можно выделить: определение ключевых точек роста казанской экономики, улучшение инвестиционного климата, реформу городских финансов, инвестиционную политику, реформу жилищно-коммунального хозяйства, развитие рынков земли и недвижимости.

Что касается пространственного развития Казани, особое внимание будем уделять формированию полного пакета градостроительной планировочной документации, а также правовых механизмов ее реализации. Еще в 1995 году была разработана "Концепция градостроительного развития Казани", положившая начало градостроительному планированию в новых экономических условиях. Основы правового регулирования землепользования и застройки города были заложены в 1998 году после принятия "Градостроительного устава Казани". В декабре прошлого года проведен конкурс на право разработки Генерального плана столицы республики на 2005 - 2020 годы и определены его победители. Входит в завершение и работа над детальной планировкой городского центра.

- Почему именно реформа ЖКХ и модернизация жилищной сферы занимают особое место в стратегии города? В чем приоритет высмеиваемого многие десятилетия жилкомхоза?

- Уже сейчас ясно, что реализация стратегических целей во многом тормозится проблемами, накопленными в жилищно-коммунальной сфере, они становятся главным препятствием для социально-экономического развития Казани. Как и в большинстве городов России, жилищная отрасль находится в крайне тяжелом состоянии. Изношенность объектов городской инфраструктуры ограничивает возможность подключения новых потребителей, сдерживает экономический рост, еще больше ухудшает положение малоимущих слоев населения. В конечном счете это вызывает справедливое общественное недовольство, а порой и возмущение. Пока управление отраслью остается централизованным, а инфраструктура - требовать постоянного "латания дыр", будет крайне тяжело повысить инвестиционную привлекательность и самого ЖКХ, и Казани в целом. Поэтому жилищная сфера требует технического перевооружения и структурных преобразований. Только после включения механизмов рыночной конкуренции можно будет повысить как качество услуг, предоставляемых населению, так и привлечь в ЖКХ частный капитал, ускорить формирование экономически самостоятельного среднего класса.

- А ведь нынешнее ЖКХ ко всему прочему "съедает" и значительную часть городской казны?

- Совершенно верно. Эффективная, а не декларируемая на словах реформа жилкомхоза позволит высвободить значительные средства казанского бюджета и направить их на решение важных социальных задач, в первую очередь, на повышение уровня жизни горожан. Сегодня ясно: структурное преобразование жилищной сферы должно стать стержнем стратегии развития Казани. Поэтому в рамках каждого стратегического направления жилищно-коммунальная составляющая выделена особо.

- А в чем социальный смысл реформирования отрасли? Не секрет, высказываются опасения, что все ограничится очередным взвинчиванием тарифов и жизнь простых горожан в результате ухудшится?

- Казань действительно стала одной из общероссийских "экспериментальных площадок" реформирования ЖКХ. Поэтому социальному аспекту уделяем особое внимание. В моем понимании, смысл реформы - привлечь граждан к непосредственному управлению жилым фондом, сделать их реальными владельцами квартир и полноправными заказчиками всех видов услуг. Для этого еще более активно будут создаваться товарищества собственников жилья, кондоминиумы. А для того чтобы расценки за ЖК-услуги не взлетали до небес, мы уже начали демонополизацию отрасли - во всех районах прошли конкурсы среди предпринимателей по обслуживанию жилого фонда. Согласен, дееспособный, обладающий солидными капиталами частник идет в коммунальный бизнес пока с оглядкой - слишком много проблем здесь накопилось. Но со временем, уверен, отрасль станет по-настоящему привлекательной для предпринимателей.

- Высказываются опасения, что предоставление субсидий малоимущим и отказ в оплате непредоставленных услуг забюрократизированы настолько, что воспользоваться этими инструментами общественного контроля за монополией практически невозможно.

- В отношении субсидий ситуация такова: специалисты Минсоцзащиты не успели подготовить базы по льготникам и малоимущим. Сейчас положение исправляется. Что касается непредоставленных услуг, будем самым строгим образом спрашивать с тех райжилуправлений и жилищно-коммунальных участков, где волынят с актированием отсутствия горячей воды или неуборки двора - механизм документального оформления реально выполненных работ разработан четко. Временные трудности при столь кардинальных преобразованиях, увы, неизбежны. Но вместе со стимулированием спроса на качественное жилье для среднего класса, грамотной тарифной политикой и контролем над работой коммунальных монополий, выработкой системы финансирования ЖКХ при помощи налогов, дотаций, льгот и субсидий социальная защита малоимущих позволит эффективно и по возможности безболезненно реформировать жилищно-коммунальную сферу, повысить социальную справедливость, сделать отрасль инвестиционно привлекательной.

- Говорят, ЖКХ будет реформироваться в тесном сотрудничестве с международными кредитными организациями. Так ли это?

- Общеизвестно: реорганизация коммунальной сферы невозможна без значительных капиталовложений. В рамках разработки стратегического плана готовится концепция займа Международного банка реконструкции и развития, направленная на получение бюджетозамещающего кредита по финансированию коммунальной реформы. Кстати, Казань уже давно сотрудничает с МБРР. В прошлом году завершена масштабная реконструкция инженерных сетей квартала "Б", давшая возможность подготовить к застройке значительную часть городского центра. Реализуется и проект реконструкции систем городского теплоснабжения для обеспечения бесперебойного отопления и горячего водоснабжения тысяч потребителей.

Переговоры с представителями банка показали, что МБРР принципиально готов к финансированию реабилитации городской инфраструктуры и среды. Разрабатываемая сейчас стратегия - незаменимое подспорье для предстоящего получения беспрецедентного по размерам бюджетозамещающего кредита Международного банка.

Да и сама Казань в ходе работы с международными финансовыми институтами вышла на качественно новый уровень развития - мы стали полноценными участниками не только внутрироссийских, но и межгосударственных кредитных отношений.

Уверен, что осознание ясных стратегических целей, стоящих, по большому счету, перед всеми горожанами, постоянное совершенствование и поиск новых методов управления позволят Казани успешно развиваться в XXI веке. Наш город укрепит свои позиции как один из крупнейших центров науки, культуры и промышленности России.

Беседовал Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

КСТАТИ

О золотой рыбке и стратегических проблемах

На первом заседании Генерального Совета по стратегическому развитию Казани был рассказан любопытный анекдот, не вполне оцененный присутствующими. "Поймал Герасим золотую рыбку. Теперь у него три коровы". Анекдот не совсем корректен - грешно акцентировать внимание на физических недостатках людей. Но если рассматривать эту историю как притчу, смысл ее очень глубок.

И множество отдельных людей, и общество в целом зачастую просто не способны внятно сформулировать свои цели и сущностные интересы. Поэтому в ответ на вопрос "В чем твое заветное желание?" сплошь и рядом слышится невнятное мычание.

Феномен социальной немоты не раз становился предметом художественного осмысления - но редко общество пыталось бороться с нею на деле. Начатый в Казани процесс стратегического планирования, вынесенный на обсуждение широких масс, как раз и направлен на то, чтобы общество всерьез заговорило о стратегических проблемах. Глобальные вызовы современности оставляют мало шансов на успех тем людям и сообществам, которые не в состоянии четко сформулировать свои интересы в виде стратегического плана. Главное при выработке стратегии - научиться открыто и внятно разговаривать о насущных проблемах и перспективах развития города, не прятать голову в песок, не догонять события, а управлять ими с учетом интересов городского сообщества.

В Казани этот процесс начался по инициативе мэра. Прошли первые дискуссии, стали оформляться идеи. Сегодня это шанс для каждого из активных горожан быть услышанным, выразить свое отношение к перспективам развития города. Попробуем включиться в этот диалог - ведь от активности и заинтересованности простых казанцев зависит и то, услышит ли нас сказочная золотая рыбка, выполняющая желания...

Игорь СОКОЛОВ.