ОФШОР ЗА ПАЗУХОЙ

Возможен ли налоговый рай на дому? Для многочисленных недавно "свободных экономических зон" (в том числе и для татарстанской "Алабуги") наступили черные времена - в прошлом году ввели 25-ю главу Налогового кодекса, которая ограничила право регионов устанавливать льготы по налогу на прибыль 4 процентами.

news_top_970_100

Возможен ли налоговый рай на дому? Для многочисленных недавно "свободных экономических зон" (в том числе и для татарстанской "Алабуги") наступили черные времена - в прошлом году ввели 25-ю главу Налогового кодекса, которая ограничила право регионов устанавливать льготы по налогу на прибыль 4 процентами.

Как известно, боком это вышло и для Казани - недавно бюджетообразующие авиастроительные предприятия города повышали рентабельность во многом благодаря фискальным послаблениям от местных властей. Да и в Горном Алтае, Калмыкии поубавилось число татарстанских компаний - крупные игроки нефтехимического рынка вынуждены свертывать некогда высокорентабельные представительства: слаборазвитые "теневые" республики уже не привлекательны для льготной регистрации бизнеса.

Между тем налоговое бремя отнюдь не снижается: по мнению экспертов, в прошлом году оно увеличилось вдвое. Толки об уменьшении НДС, единой социальной "подати" остаются туманными обещаниями правительства. Но кушать (то бишь минимизировать фискальные поборы) хочется сегодня. И для умных людей лазейка в налоговом законодательстве нашлась - достаточно сделаться "независимым агентом" одной из иностранных фирм. Желательно венгерской, исландской или финской.

- По двусторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения иностранная компания, осуществляющая закупку товаров на внутреннем рынке через российскую организацию-комиссионера, выплачивает налоги на прибыль своего независимого агента в стране регистрации компании по ставкам национального законодательства, - объяснял мне хитрый механизм международной торговли один весьма успешный казанский предприниматель, назвавшийся Ренатом. - При этом коммерция на зарубежного "дядю" на самом деле может быть для агента и не основным видом деятельности - достаточно соответствующим образом проработать учредительные документы, составить договор и доказать, что ты обладаешь экономической независимостью в рамках соглашения.

Ренат использует данную схему на все 100 процентов. Крупная мадьярская компания с берегов Тисы закупает через его ЗАО партии татарстанской свинины для производства знаменитого венгерского бекона. О рентабельности бизнеса судить не берусь. Но коли для венгерских компаний после вступления в Евросоюз установлена льготная 3-процентная ставка налога на чистую прибыль аж до 2006 года, в накладе, надо думать, не остается ни фирма-комитент, ни ее казанский комиссионер. Если же вам по какой-то причине не по душе венгры, можете обратиться за содействием к исландцам - для бизнесменов из Страны гейзеров налог на прибыль не превышает 5 процентов.

В заключение одно "но". Поговаривают, что и Венгрия, и Исландия вскоре могут попасть в черный список российского "антиотмывочного" закона. Тогда лавочка сама собой прикроется. Но пока до этого далеко, и Ренат наращивает обороты коммерции, не забывая заниматься и производством мебели - фурнитуру, кстати, получает все из того же "благословенного" по части налогов Будапешта. Когда я задал Ренату вопрос, удалось ли ему минимизировать фискальный гнет и на свое основное производство, по уклончивым ответам понял: спальные и гостиные тоже попали под льготную 3-процентную планку "независимого агента". И все-таки производственникам, решившимся перевести основной бизнес под марку "вольного" торгового представителя иностранной компании, следует быть осторожными: в российском Налоговом кодексе определения "независимых агентов" прописаны нечетко. Разворотливые представители фиска на местах запросто могут предъявить претензии по поводу уклонения от уплаты "дани". Так что "связь с иностранцами" и сегодня может оказаться накладной...

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100