Благодаря прямой трансляции "Свадьбы Фигаро" по телеканалу "Культура" 6 февраля вся Россия побывала на XXII Международном оперном фестивале имени Ф.И.Шаляпина, который завершился в субботу. В заглавной партии моцартовской оперы выступил солист Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля, народный артист Чувашской Республики Валерий Иванов.

В 1991 году Николай Путилин уехал в Мариинский театр. Театру Джалиля нужен был баритон. Вот тогда-то и пригласили Валерия Иванова. В том же году театр поставил "Летучего голландца" Вагнера, где главную партию исполнил новый солист. С тех пор для широкой публики Валерий Иванов стал своим. В 1992 году Казанский клуб любителей оперы на XI Международном оперном фестивале имени Ф.И.Шаляпина признал его создателем "лучшего образа мужчины".

...Он родился в деревне Осиновка Козловского района, граничащего с Татарстаном. Музыке в детстве не обучался - не было возможности. После армии некоторое время работал в Чувашской государственной филармонии, поступил в Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.Павлова, потом легко - в Горьковскую консерваторию. По завершении учебы стал солистом Чувашского государственного музыкального театра. Участвовал в конкурсах, среди которых особо стоит отметить Международный конкурс вокалистов "Голоса Парижа", откуда Валерий вернулся лауреатом. Приглашения и предложения посыпались со всех сторон. Он выбрал Казань...

После "Летучего голландца" были "Тоска", "Пиковая дама", "Риголетто", "Царская невеста", "Князь Игорь", "Отелло". "Аиду" пели в Турции. С "Мессией" Генделя ездили в Америку - там были солисты Татарской оперы Галина Ластовка, Зиля Сунгатуллина.

В прошлом сезоне театр имени М.Джалиля совместно с голландской фирмой поставил "Свадьбу Фигаро" Моцарта. Главную партию в паре с Татьяной Мазуренко спел Иванов. Почти два месяца спектакль с успехом шел в Голландии и Дании, за это время было показано 38 представлений. Прошлой осенью Валерия Иванова пригласили в Новосибирск - на "Риголетто" в постановке питерского режиссера Алексея Степанюка, который известен казанцам по "Кармен", "Аиде", "Травиате".

На наш вопрос, чем отличаются два театра, Валерий Павлович ответил:

- Из периферийных обе оперы считаются сильными - профессиональный уровень и в Казани, и в Новосибирске одинаково высок: хор, оркестр, кордебалет. В Новосибирске огромная сцена, зрительный зал почти в два раза больше, чем в Казани, что требует и большей отдачи. В Казани же миниатюрные сцена и зал, но приходится работать с ювелирной точностью. И публика здесь традиционно сильней.

О завершившемся Международном оперном фестивале имени Ф.И.Шаляпина народный артист ЧР, любимый казанскими театралами, сказал в заключение:

- Сейчас и в Казани, и в Чебоксарах, даже в Йошкар-Оле проводятся фестивали. И это здорово, ведь артисты не должны работать изолированно. К примеру, в Казани сильный театр, но зрители хотят видеть, что делается в мире, в России. Они хотят слушать молодых певцов, опытных мастеров, знаменитых исполнителей. Фестиваль как раз позволяет это делать.

В свободное от спектаклей время Валерий Иванов живет в Чебоксарах, записывается на радио. В прошлом году в местной студии звукозаписи выпустил альбом, однако результатом остался не очень доволен. Совмещение оркестра и вокала, на его взгляд, получилось не совсем удачно, что-то надо доработать.

В Казани в апреле начнется постановка "Набуки", где главную партию будет петь Иванов. Зрители увидят премьеру в середине мая. В этом же сезоне театр имени М.Джалиля собирается ставить оперу "Искатели жемчуга", где также намерены занять Иванова.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА.