=Начало в ?55.

Не будем дальше вдаваться в подробности глобальных причин "исчезновения" татар. Политика насильственной или тихой ассимиляции существовала и при царизме, и при советской власти, существует и сейчас. Речь не об этом.

Речь о самих татарах. Да, скрытая и нескрытая ассимиляция нерусских народов налицо. Но сами татары сопротивляются ли этой ассимиляции?

Свалить деградацию (исчезновение языка, обычаев) татар только на русских и на национальную политику Москвы, как мне кажется, - очень легкая, удобная позиция для татарского обывателя. Часто и очень часто встречаются люди татарского происхождения, не владеющие родным языком, не знающие татарских традиций и обычаев. В оправдание они говорят, мол, жили вдалеке от Татарстана, в Магадане, в Якутии, где не было татарских школ, поэтому они и их дети не знают татарского языка.

Немецкая семья, проживающая в Австралии, дома воспитывает своих детей по немецким обычаям. На улице их дети будут разговаривать на английском, в школе они будут учиться по-английски, а дома - обстановка немецкая, кухня немецкая, разговоры, сказки - словом, воспитание на немецком. Грузин и в Японии будет воспитывать своего сына по-грузински, мать ему будет петь грузинские колыбельные, отец будет учить сына национальным танцам, обычаям. Сын при возвращении в Грузию не будет иметь комплекса неполноценности среди грузинских детей.

Татары, проживающие в Финляндии, не имеют татарских школ и институтов, но каждый ребенок знает татарский язык, песни, сказки, танцы. Они воспитаны по татарским традициям и вдобавок владеют четырьмя-пятью языками.

Первое звено самосохранения татарской нации - семья, которая владеет родным языком, обычаями, песнями, фольклором.

Примеров тому множество. Все три сына Аяза Гилязова, выдающегося татарского писателя, учились в русских школах, а воспитаны в татарском духе, все трое прекрасно владеют языками. Один сын стал ученым, знатоком татарской истории, другой - татарским драматургом, третий - бизнесменом.

Надежда только на семью, традиционная татарская семья - вот ответ великодержавному шовинизму.

Недалеко то будущее, когда татарский народ превратится в русскоязычную "народность" и необходимость в татарском языке сама собой отпадет. Это напророчил еще бывший первый секретарь Татарского обкома:

- Татарский язык, - говорил он, - не жизнеспособный, это язык кухни и доярок.

И был прав. Негосударственный язык не может быть жизнеспособным.

Я ни разу не слышал грамотную татарскую речь с трибун, с экранов, в общественных местах не только из уст простых людей, но и из уст интеллигентов. Прямые, грубые переводы русских текстов на татарский, кальки русских терминов в искажении татарских дикторов на многочисленных радио режут ухо. Дикторы с речевыми дефектами, неграмотным татарским языком часто отталкивают от родного языка, учат несведущих слушателей говорить так же безграмотно, как они сами. Я не говорю, что надо ввести цензуру, но какой-то контроль над чистотой родного языка должен же быть. В других странах за неграмотную речь в эфире и печати налагается штраф. Есть наказание за искажение родного языка! Вот это воспитание! Если правительство уважает свой родной язык, то и народ будет уважать, и наоборот. Я считаю, что нужно заставлять уважать родной язык! Так делают во Франции, Финляндии и в других странах, например, в Прибалтийских республиках. Язык - это дело государственной важности.

В деградации татарского народа играли и будут играть роль всесоюзные стройки на территории Татарстана. Русскоязычные города проглатывают кадры из татарских деревень, проглатывают и перемалывают их в "интернациональном котле". Ведь татарская деревня испокон веков была поставщицей национальных кадров. Исчезнет деревня, исчезнет народ.

Постройка АЭС в Татарстане будет последним ударом по татарскому народу. Маленькая авария на АЭС изуродует и уничтожит остатки чистого татарского населения.

Урбанизация гибельна для татарского языка и обычаев татар, если в городах нет системы образования для татарского населения.

Когда нефтяники строили новые города, татарские писатели из кожи вон лезли, восхваляя нефтяников. А то, что эта нефть несла трагедию для татарского народа, умышленно умалчивалось. Кстати, романы, повести, восхваляющие татарскую нефть, умерли раньше их авторов.

Когда началось строительство КамАЗа, мы все ринулись в Челны, чтобы писать панегирики о грандиозном строительстве. А о том, что строительство КамАЗа, - это беда для татарского народа, для татарского языка, для татарских древних обычаев - ни один человек не осмелился сказать. В 1970 году председатель Союза писателей с высокой трибуны с гордостью сообщил:

- На КамАЗе открыты 25 новых школ.

- А сколько из них татарских? - спросил с места прыткий молодой писатель.

Что началось после этой реплики! Потому что единственная татарская школа имени Вахитова в Челнах была закрыта, а среди вновь открытых 25 школ не было ни одной татарской. После этого молодого писателя "за разжигание межнациональной розни" начали всячески преследовать и ущемлять.

Началась стройка АЭС в Татарстане. Неужели ужасы, которые запечатлены на фотографиях после взрыва ядерного реактора вблизи татарской деревни Муслим Челябинской области и трагедия Чернобыля не послужат нам уроком? Кто даст гарантию, что не случится беда? Неужели и на этот раз с молчаливого согласия татарского народа будет заложена бомба замедленного действия в самом центре Татарстана?

Скорее всего, так и будет. Нация смогла бы противостоять открытым издевательствам над национальными чувствами своего народа. Да и народ тоже бы сопротивлялся допустимыми методами открытой дискриминации.

У татар все позади, а вот у чувашей все впереди. Татарам история дала три возможности для возрождения. Все три упущены. А эпоха чувашского возрождения уже началась. Чуваши живут компактно, сообща, они поддерживают друг друга, не пишут друг на друга доносы. У них прекрасный театр, прекрасные актрисы-героини и великолепные актеры-герои. Чуваши с родного языка переводят антологию чувашской поэзии на французский, с французского - на чувашский. Они целенаправленно готовят трехъязычных переводчиков на иностранные и чувашский языки. Чувашские историки активно работают над всеобщей историей чувашского народа. В области музыки они уже выходят на мировую арену. Пересекая границу Татарстана с Чувашией, сразу замечаешь разницу в качестве дорог в пользу Чувашии. Чувашия стала производить товары намного лучше татарстанских. Самое главное, у чувашей есть стремление равняться с другими народами, другими нациями. Ведь над ними, так же как над чукчами, смеялись представители других народов в анекдотах. У чувашского народа есть неиспользованные духовные ресурсы. Чуваши - отличные трудяги и прекрасные созидатели. В скором времени чувашский народ превратится в нацию: уже слышатся грядущие шаги чувашской эпохи возрождения. А татары останутся у разбитого корыта.

По всем показателям и казахский, и узбекский народы переживают свое возрождение. Татары, когда-то учившие грамоте казахских друзей, намного отстали от своих учеников (например, в киноискусстве). Ну конечно, было искусственное сдерживание роста культуры у татар. Но причину надо искать в самом народе. Пустое бахвальство прошлыми достижениями своих предков, закрытие школ, чрезмерное употребление алкоголя, высыхание духовных истоков привели татар к убожеству вкусов и оскудению мышления. Татарская эстрада полна суррогатами. В искусство идут без особого желания, потому что не там делаются большие деньги. Фактурные мужчины не идут в актеры. Раньше роли девушек играли мужчины, вскоре роль мужчин будут играть женщины. Литературная критика занимается или же классиками, или же творчеством нескольких писателей, которые входят в "обойму". Творчество прекрасных поэтов и писателей, в нее не входящих, предано забвению.

(Продолжение следует.)