Рауль Мир-Хайдаров родился в ноябре 1941 года в поселке Мартук Актюбинской области, Казахстан, в татарской семье. Окончил железнодорожный техникум, первый свой рассказ "Полустанок Самсона" опубликовал в начале 70-х годов прошлого века. Долгие годы работал в строительстве, объездил всю страну, но в сорок лет он становится профессиональным писателем. С тех пор было издано более тридцати книг общим тиражом в 5 миллионов экземпляров.

Сорок лет Рауль Мир-Хайдаров собирает современную живопись и имеет одну из крупнейших на сегодняшний день частных коллекций. Но делом жизни остается литературное творчество. Известность ему принесли политические детективы о мафии и коррупции - "Пешие прогулки", "Двойник китайского императора", "Масть пиковая", "Судить буду я". После выхода в Москве первого романа из этой серии на Мир-Хайдарова в Ташкенте было совершено покушение. Автор провел почти месяц в реанимации и теперь является инвалидом II группы.

После покушения Рауль Мир-Хайдаров вынужден был переехать в Москву. В американской газете "Филадельфия инкуайер" вышла статья "Исследователь мафии", многие издания мира обращаются к нему по проблемам преступности в СССР.

Уже в России писатель заканчивает ностальгический роман "Ранняя печаль", в Москве, Харькове и Днепропетровске выходят его собрания сочинений. Последний роман "За все - наличными" (1997) выдержал пять изданий. В 1999 году Раулю Мир-Хайдарову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РФ".

- Вы родились в Казахстане, жили в Узбекистане, работая в строительстве, объездили страну вдоль и поперек. Что на ваш взгляд более всего объединяет татар, живущих вне исторической родины, - религия, культура, литература, язык, музыка?

- Конечно, важны все без исключения названные вами факторы, но отвечая без раздумий на ваш вопрос, скажу - песня! С первых сознательных шагов я запомнил песню - ее пела мать, долгими зимними вечерами вязавшая пуховые платки, пела с подружками сестра Сания, пели в застолье мужчины-фронтовики. В Мартуке на каждой улице жили свои гармонисты. Сейчас обоснованно и необоснованно принято ругать коммунистов, но я хорошо помню, что долгие годы по четвергам по радио шел концерт татарской песни, а по праздникам передавали концерты по заявкам. Для татар на чужбине это были святые дни - не меньше. Многие из Мартука ездили в отпуск в Татарстан, и им всегда заказывали пластинки. Пластинка из Казани могла быть и свадебным подарком.

В романе "Ранняя печаль" есть сцена с рестораном-варьете "Ницца", там мы не раз бывали с певцом Ильгамом Шакировым. С собой у меня была только одна книга - "Полустанок Самсона", и я подарил ее с надписью: "Ильгаму Шакирову - удивительному человеку, видевшему в лицо весь свой народ". Почему такой претенциозный на первый взгляд текст? Потому что певец показал мне карту, на которой точками были отмечены города и поселки, где он выступал. И поверьте, не было в СССР места, где живут татары и где бы Ильгам не пел! Поистине, ни одному владыке, царю не удавалось увидеть глаза в глаза свой народ, а вот певцу это удалось.

Песней объединены татары. Они песней спаслись, с песней воевали и побеждали, и с песней живут до сих пор.

- Долгие годы вы жили в Ташкенте. Вы хорошо знали разные слои узбекского общества, отсюда вопрос: какую нишу в общественной, культурной, хозяйственной жизни Узбекистана занимали татары? Сегодня, когда у татар обостренный интерес к самим себе, это важно знать.

- Часть татар считает, что им везде чинили препоны и ограничения. Но это не совсем так, посудите сами на примере Ташкента. Главным архитектором Ташкента и архитектором знаменитой гостиницы "Ташкент" был всемирно известный Мидхат Булатов, автор многих фундаментальных работ по архитектуре. Узбекские профсоюзы возглавлял Р.Адаманов, начальником железной дороги был Кадыров, узбекским Аэрофлотом руководил Н.Рафиков. Даже в суверенном Узбекистане ключевой пост главы таможенного комитета получил Рим Генниятуллин. Советник по внешней политике сегодня у Президента Узбекистана Ислама Каримова - Рафик Сайфуллин. Участвовал в разработке Конституции современного Узбекистана академик Шавкат абы Уразаев.

Или снова вернемся в советское прошлое, коснемся культуры. Председатель Союза композиторов - Эльмар Салихов. Главный композитор "Узбекфильма" - Румиль Вильданов. Равиль Батыров, Ильёр Ишмухамедов - известнейшие режиссеры, и у знаменитого Али Хамраева тоже татарские корни. Главный киносценарист студии, ее идеолог - Одыльша Агишев. Актер Талгат Нигматуллин тоже прославился там. Возьмем театр оперы и балета им. Навои. Долгие годы его примами были всемирно известные балерины Галия Измайлова и Бернара Каримова, у главного балетмейстера Ибрагима Юсупова есть татарские корни. Заглянем в Союз писателей. До сих пор мало кому известно, что один из любимых писателей Сталина Сергей Бородин - татарин. В 1942 г. он издал культовую для русских читателей книгу "Дмитрий Донской". Классиком узбекской литературы стал Аскад Мухтар. Очень известен и любим в Узбекистане доктор наук, искусствовед, сын нашего классика Хади Такташа Р.Такташ. Из художников надо назвать академика Чингиза Ахмарова, который оставил после себя не только учеников, но и новейшую школу забытой восточной миниатюры.

Хотелось бы упомянуть и спорт. В знаменитой футбольной команде "Пахтакор" играли татары: Ревал Закиров, Виктор Суюнов, Владимир Тазетдинов, Максуд Шарипов, Вилли Каххаров, Вячеслав Бекташев, Гали Имамов. Общество "Пахтакор" представлял легкоатлет, чемпион Европы Родион Гатауллин. Единственный чемпион мира по боксу - Руфат Рискиев. А гимнастки, многократные чемпионки мира, Европы, Олимпийских игр Венера Зарипова, Алина Кабаева?

Жизнь татарской диаспоры была по-настоящему полнокровной. На Шота Руставели находился большой книжный магазин, где много лет работал отдел татарской литературы. Тут же оформляли подписку на казанские газеты и журналы, здесь назначали встречи. В узбекской столице любили гастролировать казанские театры и эстрадные звезды. Помню, в конце 60-х, встретив у филармонии ее директора Ашота Назарянца, спрашиваю: когда приедет Доминико Модунио? Гастроли давно объявлены, а знаменитый итальянец все не едет. Назарянц, человек с хитрецой и юмором, отвечает:

- А на что мне Модунио?

Я в ответ:

- Будут аншлаги, большие сборы, сразу выполните квартальный план...

Назарянц с улыбкой:

- Ну, эти проблемы гораздо лучше любой капризной звезды может решить Ильгам Шакиров, стоит мне только дать телеграмму в Казань!

Я возражать не стал, зная, что творилось на концертах нашей звезды.

Пожалуй, он первым в СССР начал давать по два концерта в день, чтобы зрители не разнесли концертный зал. Ведь на его выступления приезжали и аж из казахских городов.

Об Ильгаме Шакирове рассказывают и такую историю. Знаменитый Ростропович днем репетировал в каком-то дворце со своим оркестром, где вечерами выступал Ильгам Шакиров. Ростропович - человек увлекающийся, и часто не укладывался в свое время и уходил перед самым концертом Шакирова, когда музыканты уже настраивали инструменты. Каждый раз, когда Ростропович стремительно выходил на площадь перед дворцом, он встречал огромные толпы людей, не обращавших на него никакого внимания и лихорадочно ищущих лишний билетик. Так было раз, два, три, на четвертый Ростропович подошел к афише татарского певца. На следующий день он остался на концерт, все первое отделение простоял за кулисами, наблюдая и за залом, и за сценой, чтобы понять феномен невероятной народной любви к артисту. В перерыве он подошел к Ильгаму Шакирову, поздравил его с успехом и сказал много теплых слов.

Словом, при всей нашей разбросанности живем мы, татары, одними песнями, одними молитвами, преклоняемся перед одними и теми же людьми - цветом нашей нации.

Беседовал Шагинур МУСТАФИН.

Творческий вечер Рауля Мир-Хайдарова состоится 14 марта в 17 часов в клубе писателей им. Г.Тукая. Вход свободный.