КНЯЖНА, ХРАНИМАЯ ЛЮБОВЬЮ

Вышла в свет четвертая книга стихов Лилии Газизовой "Зимние арабески". А 10 марта в Тинчуринском театре под тем же названием прошел творческий вечер поэтессы.

news_top_970_100

Вышла в свет четвертая книга стихов Лилии Газизовой "Зимние арабески". А 10 марта в Тинчуринском театре под тем же названием прошел творческий вечер поэтессы.

Юрий Кублановский в предисловии к "Арабескам" верно отметил их откровенность и грациозность, мастерство и безыскусность.

Сон, в котором мне снова двенадцать.

Я брожу по каемке пруда,

Угловата, худа, голенаста,

Но счастливая, как никогда.

Кажется, что увиденное во сне лежит на поверхности. Но волшебство поэзии заключается в подтексте, в зазеркалье слов. Стихи-то написала не девочка, а зрелая женщина, красивая, все познавшая: радость и боль материнства, благородство и, наверное, предательство. И неизвестно, чего больше в ее жизненном опыте - душевных приобретений или утрат... Счастье осталось там, в детстве. Вернуться назад невозможно. Разве только в стихах. Оттого так и остра тоска. Тоска памяти.

По безыскусности, по кажущейся самородности стиха, по умению сказать просто о сложном можно отличить подлинную поэзию от трюкачества.

В стихах Лилии меня больше всего радует стремление к простоте и ясности выражения. Среди учителей казанской поэтессы угадываются и великая Анна Андреевна, и бесхитростная Ксения Некрасова. Но ей и самой есть что сказать читателю: ее мысли и чувства нетривиальны, глубоки и серьезны.

Просто и мудро сказано о кровиночке - о дочке:

Отучая от ошибок,

Отучаю от детства.

Мог бы цитировать еще и еще... Добавлю лишь, что к числу несомненных удач отношу и большинство верлибров. Они интересны опять-таки кажущейся безыскусностью, за которой - отточенное мастерство:

Бабушка шепнула мне,

Что я княжна

И род у нас княжеский.

Но я была комсомолкой

И засмеялась только.

Теперь нет бубушки

И нет комсомола,

А я стала княжной.

Российская поэтическая палитра богата национальным многообразием. И это тоже вековая традиция, на которой держится межнациональное согласие. Не случайно мы сопротивляемся, когда нас пытаются стричь под одну гребенку. Люди интересны друг другу тем, что они разные. Чем больше красок в евразийском ковре, тем он ярче, насыщенней.

...Далее хотел написать, что пора ученичества (один из мотивов книги) Лилией пройдена. Потом подумал - да нет, пусть продолжается. Мы все постоянно учимся, постигая творчество предшественников и современников. Оборвешь эту нить традиции - угодишь в пустоту.

Николай АЛЕШКОВ, поэт, председатель правления Татарстанского отделения Союза российских писателей.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100