То, что лапта - это русская народная игра, известно всем. А игры каких народов мы еще знаем? Сегодня знакомим вас с некоторыми татарскими народными играми.

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или присев на корточки, образуют круг. За каждым "горшком" стоит "хозяин", руки у него за спиной. Водящий ходит за кругом, подходит к одному из хозяев горшка, и между ними начинается разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай!

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Перед началом игры следует договориться, кто в какую сторону должен бежать, чтобы не ринуться в одну сторону. Кто из двоих быстрее добежит до свободного места в кругу, тот его занимает, а отставший становится водящим.

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15 - 20 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30 - 35 см для каждого игрока. Водящий стоит в центре большого круга. Как только он произносит: "Скок-перескок!" - игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, также прыгая на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Из кружков выталкивать друг друга запрещено; двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга и говорит:

- Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

Друг на друга все глядят

И делают вот так!

С последними словами "вот так" водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя (например, того, кто повторил движение самым последним из всех). Движения, которые уже показывали предыдущие водящие, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно и правильно. В этой игре можно использовать различные предметы (мячи, ленточки, обручи и т.д.).

Спутанные кони (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией старта. Напротив на расстоянии 20 - 30 м чертят еще одну линию или же устанавливают там флажки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки на двух ногах, доскакивают до флажков и, обогнув их, возвращаются обратно к линии старта бегом. Затем стартуют вторые игроки и т.д. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.