ПОТРЕБИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

Под привычные стенания о недостаче средств ЖКХ изобретает все новые и новые способы извлечения денег из кошельков жильцов.

news_top_970_100

Под привычные стенания о недостаче средств ЖКХ изобретает все новые и новые способы извлечения денег из кошельков жильцов.

В наш обиход вернулось слово "управдомами", а к нему впристяг - "старший по дому" и "старший по подъезду". Чем занимается вся эта масса новоявленных чиновников, населению не объяснили, а следовало бы - их "труд" оплачивают все те же собственники и наниматели жилья. Это не просто пренебрежение к жильцам, а нарушение их права на информацию о предоставляемых услугах, которое закреплено в законе о защите прав потребителей. В счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг введена специальная строка (23) "Управление жилым фондом". Но по действующему законодательству управление жилым фондом осуществляется госорганами и, следовательно, финансируется из бюджета, который формируется в основном из налогов.

Введение платы за управление жилым фондом равносильно введению нового налога. Вот только вопрос: с каких пор коммунальщикам в Российской Федерации дано право вводить новые налоги?

Нарушение прав потребителей для ЖКХ не случайность, а норма.

В предновогодней суете, 28 декабря 2002 года, постановлением ?761 Кабинета министров РТ было утверждено "Положение о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением". Название документа в стиле средневековых манускриптов мало чем отличается от такого же средневекового презрения к правам потребителей в тексте "Положения..."

Пункт 1.8 "Положения...", который устанавливает порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг прописанными, но временно не проживающими в квартире по прописке гражданами. Они имеют право не оплачивать часть жилищно-коммунальных услуг, если отсутствовали в квартире более месяца. А если менее? Скажем, гражданин пробыл в командировке 28 дней и фактически пользовался услугами два или три дня в месяц, но оплатить их, согласно "Положению...", обязан за полный месяц. Получается, для того, чтобы его обеспечили услугами два или три дня, потребитель вынужден оплатить услуги за 28 дней, когда он ими фактически не пользовался.

В такой же ситуации находятся пенсионеры, которые все лето трудятся на своих сотках: приехав на один-два дня в месяц в свою квартиру для получения пенсии, они вынуждены оплачивать жилищно-коммунальные услуги за полный месяц, хотя в этом месяце услугами они пользовались один-два дня.

Право потребителя оплачивать только те услуги, которые ему фактически предоставили, и только в том объеме, в котором он их использовал, закреплено во многих документах Международного союза потребителей. Почему же мы в очередной раз впереди планеты всей?

Лев Костюченко, юрист.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100