От загадочного недуга гибнут летучие мыши

Смертельное заболевание летучих мышей, обнаруженное впервые позапрошлой зимой в ряде пещер недалеко от Нью-Йорка, сегодня распространяется уже и на северо-восточные штаты. Ученые лихорадочно пытаются разобраться в ситуации прежде, чем болезнь охватит территорию всей страны.

Так называемый синдром белого носа не опасен для людей, но ученые предостерегают, что если популяция летучих мышей значительно сократится, насекомые, в том числе и вредители, которыми питаются животные, будут процветать. Исследователям удалось обнаружить грибок, который и формирует белые пятна на носах и крыльях зимующих летучих мышей, но до сих пор непонятно, как остановить его распространение.

Летучие мыши пробуждаются от спячки еще до наступления весны и не могут найти пищу. Многие в результате бесплодных попыток прокормиться погибают от голода.

Синдром белого носа прошлой зимой стремительно распространялся по пещерам Нью-Йорка и Новой Англии, в радиусе 150 миль от того места, где был найден впервые. Наблюдения показали, что этой зимой он продвинулся еще дальше.

Мыши с синдромом были найдены недавно на севере Нью-Джерси и на старом железном руднике в местечке Шиндл, более чем за 200 миль от первоначального очага. Во вторник стало известно, что северо-востоке штата также были найдены мертвые животные.

Синдром такими темпами может распространиться и на природный заповедник пещер Джона Гилдей в Западной Вирджинии, который от эпицентра располагается на значительном расстоянии более 450 миль. Национальное спелеологическое общество временно закрыло заповедник для посетителей.

Потери в стане мышей трудно определить точно, но некоторые сходятся в оценке: сотни тысяч особей. Смотритель летучих мышей Райан фон Линден заявил, что обнаруженная им группа животных приблизительно в 80 милях от Нью-Йорка была не столь велика, как встреченные годами ранее.

Вымирание вида в Индиане, по оценкам Хикса, в прошлом году составило от 15 до 35%-ного снижения численности особей (19000 летучих мышей).

Пытаясь более подробно изучить синдром, исследователи поймали 14 маленьких коричневых летучих мышей, взвесили их, измерили, срезали пучки волосяного покрова и прикрепили к зверькам крошечные радиопередатчики, чтобы отследить передвижение.

Летучие мыши нередко внушают определенный страх, тем более что некоторые виды способны заражать бешенством домашних животных, но все же пользы больше: мышки опыляют поля и играют важную роль в регуляции численности москитов и насекомых, которые вредят посевам пшеницы и других зерновых культур.

Исследователям удалось установить, что белые пятна на шкурке животных - это ранее неизвестный грибок, передающийся от особи к особи и прекрасно размножающийся в холоде пещер, где мыши устраивают зимовья.

Так как идеальной для грибка средой является холод и влажность, в некоторых пещерах можно попытаться искусственно понизить уровень влажности и повысить температуру, что, к сожалению, может повлечь за собой иные проблемы для избранных экосистем.

Кроме того, специалисту по дикой природе Варду Стоуну удалось в лаборатории культивировать бактерии, уничтожающие опасный грибок. Остается протестировать действие бактерий в естественных условиях, причем сделать это необходимо как можно скорей, ведь, по словам главы отделения микробиологии Дэвида Блээрта из Мэдисона, в данных обстоятельствах "время - самый большой враг".