Каждые два часа - один самолет!

С большим интересом слежу за публикациями вашей газеты, посвященными теме трудового героизма казанцев в годы Великой Отечественной войны. Полностью поддерживаю идею о присвоении крупным российским городам, в том числе и Казани, которые в 1941 - 1945 годах бесперебойно снабжали фронт всем необходимым, звания города трудовой славы. Без них армия не выиграла бы ни одного сражения в той страшной войне и не одержала бы той Великой Победы, 64-летие со дня которой мы будем отмечать 9 Мая.

news_top_970_100

О героизме тружеников тыла сказано немало. Но, на мой взгляд, недостаточно для того, чтобы современники, особенно молодые, могли оценить, а главное, осознать, в каких условиях жили и трудились те, кто работал для фронта и для Победы. Передо мной пожелтевшие от времени страницы многотиражки завода №22 за первые годы войны.

С первых дней после нападения фашистской Германии на западные рубежи нашей страны авиастроители проявили невиданный трудовой героизм. В цехах стали появляться так называемые двухсотники - те, кто выполнял по две производственные нормы. Среди них были рабочие Коробков, Хадиев, Хасаншин, а братья Семичихины довели выработку до двух с половиной норм. 300 - 320 процентов выдавал на своем станке рабочий Шаронов, 350 - Вахтуров, 400 - Бурин. Рекорд производительности в первые дни войны поставила револьверщица Хасанова, выполнившая сменную норму на 415%. Среди героев-многосотников были и ныне здравствующие ветераны КАПО им. С.П.Горбунова М.Ф.Мамакин, Ю.Н.Шикалев и многие-многие другие.

Имена героев тыла той поры не перечесть. Группа мастера Колосова вместо двух по норме сдала в июне 1941 года девять изделий. Отличилась и группа мастера Бикжанова, сдававшая два комплекта узлов для боевого самолета Пе-8 вместо одного. В эти дни на заводе родилось и движение многостаночников. Первым перешел работать на двух станках токарь Сахибитдинов, его примеру последовали токарь Гисматуллин и фрезеровщик Кильдибеков. «На одном станке мы работаем за себя, а на другом - за тех, кто ушел на фронт!» - говорили рабочие.

В августе 1941-го на 22-м заводе начался массовый сбор средств в Фонд обороны. И в это же время в обстановке строжайшей тайны на заводе была выпущена большая серия могучих дальних тяжелых бомбардировщиков, которые уже в сорок первом бомбили Берлин. На смену двухсотникам пришли четырехсотники - Гарифуллин, Измайлов, а их коллега Фахрутдинов удивил весь завод, выполнив норму на... 800 процентов!

Осенью заводчане стали собирать теплые вещи для бойцов Красной армии. К концу сентября на сборные пункты поступило 317 полушубков, 426 телогреек, 57 байковых одеял. 23 октября на фронт была отправлена первая партия одежды, состоящая из 15 тысяч различных теплых вещей, сбор которых продолжался почти всю войну.

С октября по декабрь проходила эвакуация на территорию Казанского авиазавода Московского авиационного завода имени С.П.Горбунова, и в нашем городе стали выпускать новые боевые машины - пикирующие бомбардировщики Пе-2. Эвакуация такого огромного предприятия тоже была подвигом: ведь фактически на одно место было втиснуто два завода вместе с рабочим составом, станками и агрегатами, инструментами, да еще и членов семей расселили! Все это происходило в морозные дни и без малейшего сокращения темпов производства самолетов для фронта.

В январе 1942 года на заводе появился первый семисотник - шлифовщик Чижов, давший за смену семь норм. Вскоре его обошел обрезчик Копылов, который 12 февраля рапортовал о выполнении девятисменного задания. Но и это было не пределом человеческих возможностей тружеников тыла: 5 марта 1942 года оксидировщик Ручевский за счет немудреной рационализации выполнил за смену задание на 1050 процентов! Большой резонанс на заводе получил и пример слесаря цеха №1 Алексея Бирюкова, который, встав на предмайскую трудовую вахту, изо дня в день наращивал темпы работы, доведя производительность до 1325 процентов за смену.

При такой производительности старые нормы пришлось пересмотреть. Но и после этого число многосотников и тысячников не только не уменьшилось, а возросло. Вот имена только малой части тысячников той героической поры: фрезеровщики Голубев, Журавлев, токарь Абдрахманов, слесарь Акинин, оксидировщики Лавриненко, Гусаров. А слесари Голованов и Кузнецов, применив новый способ изготовления пружин, довели свою производительность до небывалой высоты - 3200 процентов. Но и это еще не было пределом человеческих возможностей: слесарь Уваров, перенеся ручную операцию на заточной станок, установил еще один рекорд производительности труда, выполнив сменную норму на 3700 процентов!

Многосотники и тысячники были примером для всех. Только за одни сутки завод выпускал по 10 - 12 боевых самолетов Пе-2. Сегодня это кажется сказкой - всего за два часа один готовый к бою самолет! Я лично не знаю примера подобной производительности авиационного предприятия ни в нашей стране, ни в Европе, ни в Америке. Такое стало возможным только в нашем городе и только в те военные годы.

Подвиг казанских авиастроителей в годы войны отмечен орденом Боевого Красного Знамени. А также переходящим Красным знаменем ГКО СССР, переданным заводу на вечное хранение. Подвиг же всех казанских предприятий, работавших в те годы на оборону страны, конечно, достоин еще одной награды - почетного звания города трудовой славы, за введение которого сегодня и ваша газета, и совет ветеранов столицы.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100