Помнится, лет 10 назад американцы были шокированы, когда русская мафия занялась подделкой бензина в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Янки вдруг осознали, что качество амброзии для автомобилей абсолютно не защищено рыночными механизмами. Сбывать фальсифицированное топливо на манхэттенских АЗС оказалось ничуть не сложнее, чем в заштатном Урюпинске.

В Татарстане, в отличие от заокеанских "джунглей", с моторным топливом все вроде бы тип-топ: директор "Татгосэнергонадзора" Роберт Гилязиев заверяет: фальсифицированного бензина у нас с каждым годом все меньше. Непонятно, правда, зачем тогда правительство РТ готово ввести чуть ли не чрезвычайное "Положение о контроле качества производимых, хранимых и реализуемых нефтепродуктов"? Не иначе, чтобы нефтяные инспекторы имели право устраивать набеги на АЗС не раз в 2 года, как нынче (в плановом порядке), а почаще.

"Заявляйте, и вам отольется!" - уверяют в республиканском Госэнергонадзоре. Мол, нынче, в отличие от прошлых лет, потребитель может рассчитывать на бесплатную экспертизу подозрительного бензина. Год назад подобный анализ влетал автомобилистам в 3,5 тысячи целковых. Да и на возврат денег надеяться особо не приходилось - до заправки топливом на проблемной АЗС бензобак вашего кабриолета должен быть совершенно сухим (видимо, подразумевается, что клиент будет волочь автомобиль на себе). Лишь в этом случае можно провести сравнение того, что у вас внутри, с содержимым резервуара продавца. Ясно, что ни вчера, ни сегодня желающие провести экспресс-анализ в татнефтевской или татнефтепродуктовой лабораториях в очередь не выстраивались. Да и на какую объективность экспертизы можно полагаться, коли проводится она самими коммерсантами (за элементарным отсутствием в республике независимой бензиновой лаборатории)?

Лично я столкнулся с качеством бензина, по счастью, всего один раз - зато на "фирменной" автопоилке. Бензонасос "Оки" заклинило в двух шагах от приволжской базы "Татнефтепродукта", рядом с которой и расположена известная многим автомобилистам заправка. В автосервисе подтвердили: бензинчик - того, с этилированным душком. Я и сам почувствовал на удивление приятный запах топлива, даже подумал: уж не ароматизаторы ли стали добавлять в угоду клиентам?

Свинцовыми "ароматизаторами" и впрямь пользуются - по уверениям членов Ассоциации независимых предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, этилированный бензин поступает в основном из Нижнекамска. Там еще в конце 80-х была разработана технология изготовления искусственного автомобильного горючего. Как попадает подобное топливо на столичные заправки "Татнефти" или "Татнефтепродукта", загадка - по словам директора "Татнефтьресурса" Вячеслава Чичкова, в его конторе бензин проверяют на всем пути следования от производителя до бензобака, на всех участках слива и налива. Специальная аппаратура и секьюрити отслеживают бензовозы на пути следования, фиксируют несанкционированные остановки и сходы с маршрута, а все 120 АЗС "Татнефти" оборудованы камерами видеонаблюдения.

В общем, если кто и балуется разбавлением бензина "ослиной мочой", так это независимые и ведомственные азээсники, которые, оказывается, контролируют почти половину моторно-топливного рынка столицы Татарстана. Члены вольной бензиновой ассоциации готовы были, правда, пройти масштабную сертификацию своих заправок, но посчитали сие недоброкачественной рекламой. Да и раскошеливаться на дополнительные проверки (Госэнергонадзор то и дело норовит заставить частников пройти экспертизу за их собственный счет у "Татнефти") как-то не с руки.

Впрочем, хоть каждую АЗС увешай сертификатами, где гарантия, что промышленный бензин или компоненты моторного топлива (синоним той же "прямогонки") вам не зальют вместо АИ-92, а печное топливо - заместо солярки? И это еще цветочки. В Казани автовладельцы могут выжимать газ относительно спокойно, а на углеводородном юго-востоке раскрыли настоящих топливных "террористов": там вместо 92-го закачивали в баки высокооктановую жидкость для промывки нефтяных скважин. После полутысячи километров пробега на подобном "динамите" двигатель можно сразу сдавать в утиль - все неметаллические детали выгорают напрочь, а сам движок восстановлению не подлежит.

Специалисты считают: если бы промышленный бензин так же обложили акцизами, как и автомобильный, подделок было бы меньше - нынче коммерсантам проще уплатить штраф за обман покупателя, чем отстегивать подати на производство и реализацию "прямогонки". Но думается, и налоги не панацея: чем технологичнее оборудование АЗС, тем проще делать бабки на элементарном недоливе. К примеру, на въезде в центр города из Приволжского района компьютер одной милой заправки регулярно недоливает 1,5 - 2 литра в зависимости от купленного объема. Так что хоть натасканных на наркотики собак у резервуаров устанавливай: пока предложение не превысит спрос, а "ТН" с "ТНП" не демонополизируются, нашего брата автомобилиста будут "кидать". Хоть на "присадках", хоть на граммах.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.