Заходит мужик в магазин. Поводил по сторонам носом и спрашивает у продавщицы: "А чего это у вас паленым пахнет?" "Сама не пойму, водку-то нам только после обеда должны привезти".(Из народного юмора).

Недавно в одном мини-маркете на окраине Казани произошел курьез: традиционно явившийся за подарками и утренней рюмочкой местный страж порядка чуть не отбросил коньки, хлебнув, видать, сильно "паленой" продукции тамошних умельцев. "Аборигены" и сами не раз грозились пустить петуха в здешний "торговый центр" - за короткое время окрест него перетравилось около десятка мужиков. Но после случая с "городовым" готовы были воздвигнуть алкогольным коммерсантам чуть ли не памятник - местный "коп" крепко достал поборами привыкшее к экономической и промысловой вольнице население.

Но травятся "паленкой" не одни "малоимущие" защитники госвласти. О том, какие производственные секреты используют самостийные винокуры, "Казанские ведомости" писали недавно. А вот как поставленный на поток фальсификат попадает во вполне вроде бы респектабельные торговые сети, до сих пор было покрыто мраком. Для несведущего обывателя, по крайней мере.

Ясно, что на столь деликатную тему открыто разговаривать никто не рискнет. Но менеджеров некоторых магазинов "паленка" достала настолько, что кое-кто отважился поделиться "опытом".

- В глаза б я ту водку, что в Борисково и на Горках изготовляют, не видел бы, - с плохо скрываемой ненавистью выплескивал мне душу управляющий некоего окраинного мини-маркета в окрестностях Лебяжьего. - Врать не буду: сам имел с ее реализации немало. Да не по собственной воле. Попробуй не возьми бабки - вмиг спалят магазин.

Ильшат Закиров вспоминает, что впервые заподозрил неладное, когда неожиданно сменился привычный экспедитор спиртовоза из оптовой фирмы, обслуживающей два его "мини-супера". Чем-то не понравился ему парень с первого взгляда: то ли суетливостью при оформлении документов, то ли желанием побыстрее сбыть товар с рук. А буквально через три дня после появления новичка местные завсегдатаи стали предъявлять Закирову претензии: мол, что это за водка? Ей впору докучливых соседей травить или тараканов.

Ильшат присмотрелся к партии сорокаградусной повнимательнее: точно, ровных полосок клея на задней стороне этикеток нет, колпачки на некоторых бутылках прокручиваются. Решил попробовать сам: вкус вроде бы обычный, среднегадостный, но на следующее утро чуть не помер с похмелья. Взял того ловкача-экспедитора за грудки, а тот ему в руки пачку сотенных: лучше добровольно бери, если жить хочешь и бизнесом заниматься. Здесь только аванс, а если что не так - хозяева у меня крутые.

Подобные истории знакомы многим продовольственным коммерсантам. И редко кто из них в состоянии мужественно противостоять агрессивным дилерам фальсификата. Опасаться есть чего: оборот контрафактного алкоголя контролируют хорошо известные и горожанам, и правоохранительным органам ОПГ. Известные своей жестокостью по отношению к несговорчивым партнерам.

Закиров выкрутился почти чудом - помогло отсутствие природной жадности. Полученные от распространителей самопала деньги не стал вкладывать ни в развитие бизнеса, ни в строительство коттеджа. Подержанный "Фольксваген" приобрел в долг и расплатился за счет "чистой" прибыли магазина. Решил скосить под дурачка и через знакомого "следака" организовал алкогольную проверку собственных складов аккурат в тот момент, когда старые "паленые" запасы были распроданы и экспедитор должен был вот-вот появиться с новой партией "самогона". Расчет был на то, что магазин его постоянно отслеживают. И точно - поставленные агентурой в известность о неожиданной проверке, "партнеры" насторожились и решили больше с Ильшатом не рисковать. Себе дороже, да и мало ли поблизости подобных беззащитных лавчонок?

С крупными торговыми сетями дела посложнее - если "паленая" водка попадется в магазинах, чьи названия на слуху у казанцев, можете не сомневаться: в доле либо менеджер, либо владелец компании. Случаются, правда, и исключения: когда входят в сговор лишь с водителями алкогольных фур и подменяют часть водки после выезда с ликеро-водочного предприятия. Ясно, что возможностями Татнефти всевозможные "альпийские флористы" не располагают и отслеживать весь путь собственных продуктовых фургонов не станут. Правда, специалисты рассказывали, что расцвет подобных комбинаций - в прошлом, в первой половине 90-х. Ныне стараются действовать тоньше.

Известны случаи, когда подделка новых брэндов, обычно класса "Премиум", проводилась специально - для дискредитации в глазах потребителя татспиртпромовских марок. О качестве продукции нашего монополиста судить не берусь - у каждого свой вкус. А что касается продукции его ближайших конкурентов, самарцев и москвичей, доподлинно знаю, что "Кристалл" изготавливают в нескольких мастерских в Казани на ректификационных установках "Конверсия". Даже пробовать доводилось - вкус исключительный и ноль последствий по утрам. Но все же совет для тех, кто печется о собственном здоровье и работоспособности: приобретайте водку лишь в фирменных магазинах. Ни одна неспециализированная торговая сеть от подделок не защищена. И вряд ли когда будет.