Денежное вознаграждение, ордена, медали, грамоты, призы, привилегии и аплодисменты - все это знаки, выражающие и закрепляющие положительную общественную оценку. Конечно, аплодисменты - самый живой и непосредственный, правда, исключительно нематериальный знак признания. Их нельзя положить в коробочку и предъявить при случае, как, например, медаль. Вместе с тем нередко аплодисменты, которыми зрители наградили актера за первую сыгранную им роль, могут звучать в его ушах всю жизнь. В ряду нематериальных, но очень важных знаков - и устная похвала.

У некоторых педагогов есть золотое правило, в эффективность которого сразу трудно поверить, но со временем можно только убедиться в его блестящем подтверждении. Звучит оно так: хвалите детей чаще, тогда не придется их ругать.

Действительно, во взаимоотношениях людей похвала является очень мощным инструментом общения, которым, к сожалению, мало кто умеет пользоваться. Пожалуй, по какой-то иронии судьбы наиболее ярко данное неумение проявляется в деловой сфере, то есть именно там, где, казалось бы, все должно бы обстоять противоположным образом.

С другой стороны, ситуация вполне объяснима: по-видимому, мы имеем дело с наименее формальной из всех возможных положительных оценок. От тех, кто решил использовать похвалу, требуются особые качества.

Совершенно ясно: похвала не может сводиться только к внешней, формальной стороне - "приемам", "операциям". Как средство манипулирования кем-то она и ненадежна, и неэффективна. Скорее похвалу можно рассматривать в качестве проявления позитивного отношения к жизни, приверженности действительным, а не мнимым ценностям.

Так, похвала, высказанная человеком, не любящим людей, всегда будет выглядеть фальшивой и может вызвать негативную реакцию.

Не будучи заслуженной, похвала развращает тех, кого хвалят, а тот, кто хвалит, выглядит в данной ситуации неразумным. Аналогично можно оценить и чрезмерную похвалу.

Когда похвала высказана слишком поздно , она не имеет никакого значения, а если она используется только как повод, чтобы дать подчиненному новую неприятную или тяжелую работу, то будет восприниматься соответственно: как прелюдия к наказанию.

На вопрос, кого хвалить, ответ простой: всех, но в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается - новичков, неуверенных людей, тех, кто занят сложной и утомительной работой. Кроме того, известно, что чем ниже располагаются люди в социальной или профессиональной иерархии, тем больше они нуждаются в одобрении и похвале.

Когда хвалить? Всегда, как только представится такая возможность.

Некоторые руководители даже составляют нечто вроде "плана" похвалы своих сотрудников. Конечно, речь идет не о формальном количестве похвал тех или иных людей, а о намерении руководителя морально поддержать определенный круг лиц.

Поступая таким образом, можно развить в себе очень ценное качество - желание хвалить.

Некоторые люди полагают, что к похвалам можно привыкнуть. Однако если похвалы искренни и сопровождают все более высокие достижения, то подобной опасности практически не существует.

Есть еще один довольно непростой вопрос: а как быть с теми, кто не блещет особыми достижениями в работе? Рецепт тот же: хвалить их. Здесь задача усложняется: необходимо найти, за что похвалить. Быть может, это будет хорошая прическа, костюм, порядок на рабочем столе, какие-нибудь положительные личностные или деловые качества. Ведь любая похвала - не только оценка каких-то определенных успехов, но и в известной степени аванс, надежда на будущие достижения.

Похвала иерархична. Чем выше профессиональный статус человека, тем большее количество людей он может похвалить и тем весомее может оказаться его похвала. Хвалить снизу вверх (подчиненным - своего руководителя) труднее. Многое из того, за что действительно стоит похвалить руководителя, им просто может быть неизвестно. Поэтому руководителю, увы, приходится мириться с неизбежным дефицитом похвал в свой адрес...

Но золотое правило - хвалить людей чаще - действительно для всех. Разве это не удовольствие - похвалить кого-нибудь?

(ЭКСТРА-ПРЕСС).