Читайте и пишите «вкусно»!

За окнами школы лето. Однако и на каникулы задание есть: прочесть программные произведения классиков литературы. Но как полюбить книгу старшекласснику, когда есть компьютер и выход через интернет в необъятный мир информации?

news_top_970_100

Об этом мы говорили с победителем конкурса «Учитель года Республики Татарстан-2009» Гузелью Хусаеновой.

преподает русский язык и литературу в Лицее имени Н.И.Лобачевского при КГУ. Учитель высшей квалификации, закончила филологический факультет КГУ. Педагогический стаж 16 лет, учитель в четвертом поколении. Абсолютный победитель XV республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан-2009».

Гузель Хусаенова будет защищать честь Татарстана на всероссийском конкурсе, который пройдет в октябре в Москве.

- Гузель Динаровна, социологи сетуют, что в России падает интерес к книге. Чтение, особенно у молодежи, заменяется информационным потоком из интернета. Как вытащить из Сети бродящего там часами школьника? И привлечь взор его к произведениям Чехова, Толстого?

- Перекинуть мостик, найти цепочку или хотя бы тонкую ниточку, которая свяжет произведение из XIX века с сегодняшним днем. Например, программа уроков литературы в 10-м классе начинается с пьесы Островского «Гроза». Ее героине Катерине 17 - 18 лет. Любимый мужчина Тихон, за которого она вышла замуж, оказался вдруг совсем не тем, кем она его представляла. И героиня в любовном треугольнике. А Катя всего на год-два старше наших девочек, сидящих в классе. «Представьте себе, - говорю я им, - если года через два и вы, выйдя замуж, вдруг окажетесь в этой ситуации? Первая ваша любовь быстро прошла, вы встретили другого человека. Да и сложные отношения со свекровью с тех времен не стали легче. И как себя вести в этой ситуации?» На наших уроках это всегда вызывает оживленное обсуждение: как же лучше поступить? «Девочки, делайте выводы! О том, что надо внимательнее присматриваться к людям».

Крючочек уже есть. Вот теперь можно приступать к разбору произведения. К характерам героев, к жизненным ситуациям. Изучаем историческую среду произведения. Жизнь в купеческой среде, принципы, по которым люди жили в то время. Знакомство с «Домостроем» ребят шокирует, в каких-то местах они смеются. А где-то и говорят: «Да, это вещь хорошая». Доводы лучше излагать письменно. Тогда вместе с выработкой хорошей устной речи появляется и культура письменной речи. А написанные тексты становятся интересными и нестандартными в отличие от шаблонных сочинений. Учитесь писать «вкусно»! Прочитали законы «Домостроя»? Напишите, что приемлете в этих законах, а что не нравится. Какие из них вы бы применили сегодня?

- Интересно, что же нынешнему раскрепощенному поколению нравится в суровом «Домострое»?

- Вечные категории: «Чти и почитай родителей», «Относись бережно к своему имуществу», «Уважай приходящего в дом», «Содержи свой дом в чистоте». Другое дело: «Да убоится жена мужа своего» - однозначно против девочки. Но мальчикам нравится. Кто не смотрит в свое прошлое, не видит в нем ничего хорошего или плохого, тот будет совершать ошибки сейчас.

Другое произведение – «Отцы и дети» Тургенева. Спрашиваю у ребят: вам нравится отношение Базарова к своим родителям? «Не-ет...» И называют разные недостатки героя романа. «А за собой вы не замечаете похожего? - провоцирую старшеклассников. - Звоните ли родителям, когда задерживаетесь: «У меня все в порядке, не волнуйтесь»? Часто ли говорите им добрые, ласковые слова?» А ведь в этом невнимании и есть пренебрежение к своим родным людям. Так на примерах литературы учимся общению с родителями, друзьями, любимым человеком.

«Обломов» Гончарова. Примерять на себя образ жизни Ильи Обломова многим нравится: так же лежать на диване и ничего не делать. Как и Илюша, ты с утра накормлен, чистые носочки лежат на стуле, рубашка наглажена, ушел в школу – постельку за тобой заправили. Пришел с учебы – еда уже на столе. Красота! Илюшин образ жизни нравится. Другой герой – Андрей Штольц. Хотите зарабатывать много денег, как он? «Да!» А много работать, как Штольц? «Не хоти-им...» А грустный обломовский финал к сорока годам хотим повторить? «Не хотим». Значит, делаем вывод, чтобы сделать свою жизнь достойной, нужно потрудиться.

Поэтому, когда прихожу в новый класс, в первый же день занятий в тетрадях по литературе записываем крупными буквами вводную нашего предмета: «СМЫСЛ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – В ПРИОБЩЕНИИ К МУДРОСТИ ЖИЗНИ».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Привить детям любовь к чтению можно личным примером. Бесполезно, сидя у телевизора с пультом в руках, кричать в соседнюю комнату ребенку: «Давай читай, чем ты там занимаешься?» Ведь чтобы приучить дочь к ведению домашнего хозяйства, мама берет ее на кухню, и они вместе готовят салат. При починке веранды мужчина зовет в помощники сына. А что толку повторять много раз: «Сделай табуретку!», если мальчишка не видел, как это делает отец?

news_right_column_240_400
news_bot_970_100