За свою жизнь Александр Рыжов освоил немало профессий: вначале выучился на сварщика, затем на плотника. А потом взял и переквалифицировался в... школьного учителя физкультуры.

- Меня спрашивают, как я могу здесь работать, ведь платят мизер, - рассказывает Александр Васильевич. - Мой ответ прост: нравится мне эта работа. О современном школьном спортзале, соответствующем всем требованиям, я мечтал давно.

Мечту свою он начал осуществлять в 1987 году. Тогда в Ново-Савиновском районе открыли школу ?113. Требовался учитель физической культуры. А Александр Рыжов к тому времени как раз получил "корочку", что он квалифицированный физрук.

- В первые три года работы в 113-й школе я летом в отпуск вообще не ходил, - вспоминает учитель физкультуры. - Все время проводил в спортзале - обустраивал.

Что сегодня представляет собой типичный казанский школьный спортзал? Жалкое зрелище. Оборудование на нуле: проводить полноценные занятия физкультурой не получается. Александр Рыжов решил создать в школе такую спортивную базу, где бы присутствовали все необходимые спортивные снаряды.

- Гимнастикой надо заниматься с первого класса, - считает педагог-энтузиаст. - В начальных классах все основы закладываются.

Однако от задумки до ее воплощения путь далекий. Деньги на обустройство спортивного зала выделять никто не собирался. Но, как говорится, голь на выдумку хитра. Тренажеры Александр Васильевич решил сделать собственными руками. Пришлось вспомнить, как металлолом в детстве собирал. Выручали и знания уже имевшихся профессий: где-то приходилось со сваркой работать, где-то дерево обстругивать.

Помаленьку зал начал преображаться - появились параллельные и разновысокие брусья, рукоходы, бревно гимнастическое, кольца для общей физической подготовки, вертикальные и горизонтальные канаты... Чтобы зал при желании можно было разделить на три части, повесил сетки. Причем делалось все с таким расчетом, чтобы снаряды не загромождали зал: так, гимнастическое бревно, когда в нем нет надобности, крепится вертикально.

Гордостью Александра Рыжова стало самодельное электронное табло в деревянном корпусе. Схему он взял из популярного в советские годы журнала "Радио". Каждую деталь пришлось делать самостоятельно или просить об этом родителей учеников. Зато теперь смотреть любо-дорого: и счет показывает, и время.

Результаты усилий энтузиаста не заставили себя долго ждать. Последние 10 лет школа ?113 в Ново-Савиновском районе лидирует по всем видам спорта, на городских соревнованиях - постоянно в призерах.

- Мой сын Василий (ныне студент КГУ) однажды на городских соревнованиях подтянулся 38 раз (!) - с гордостью рассказывает Александр Рыжов. - Моя работа, мой ученик.

Школа также растит молодых баскетболистов: некоторые девушки сейчас играют в команде технологического университета, ребята - в дубле "УНИКСа".

В 2001 году Министерство образования РФ присвоило школе титул "Серебряная" за "создание программы "Здоровье", которая стала стержнем развития физической культуры в школе". Школа ?113 также является базовым учебным заведением по физическому воспитанию Министерства образования РТ (всего таких школ в республике восемь): здесь проходят практику студенты спортивного факультета КГПУ.

- Среди них много хороших ребят, но большинство в школу не идут: за тысячу сто рублей в месяц работать никто не хочет, - вздыхает Александр Васильевич.

Сам Рыжов, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом, вкалывает за троих: в школе учителей физической культуры не хватает. Выручают также доплата за звание (с 1995 года он заслуженный учитель РТ, а с 1996-го - учитель-исследователь) и премии от начальства.

С 7 утра и до 10 часов вечера - на работе. А летом из положенных двух месяцев отпуска один проводит в спортзале: ведь за хозяйством постоянно нужно следить. "Семья меня понимает, поддерживает", - сообщил Александр Васильевич.

На досуге учитель физкультуры школы ?113 занимается исследовательской деятельностью. Недавно вышло в свет его методическое пособие "Спутник учителя физической культуры". Здесь описано, как обустроить школьный спортзал и сделать тренажеры по его схеме.

- Ведь этот процесс можно поставить на поток и сделать тренажеры на заводе для всех школ, - с энтузиазмом убеждает Александр Рыжов.

Сейчас учитель-исследователь работает над второй книгой. В ней будет подробно расписана методика проведения уроков физической культуры.

- Иногда, конечно, посещают мысли бросить все и заняться чем-нибудь более спокойным, - делится Александр Рыжов. - Но потом подумаешь: ведь уйдешь - и все остановится. Да и, честно говоря, в каждом тяжелом труде есть своя радость. Я, например, горжусь, когда мои воспитанники становятся лучшими, делают уверенные шаги в спорте.

Денис ТИХОНОВ.