Все началось год назад, когда в школе ?78 решили поставить литературно-музыкальную композицию, посвященную трагической гибели моряков с атомной подводной лодки "Курск".

Учителя и ученики, проникшись трагедией подводников, тщательно собирали фактический материал, отрабатывали сценарий. Состоявшаяся накануне Дня защитника Отечества композиция задела за живое всех собравшихся. По достоинству оценили проделанную работу и приглашенные ветераны подводного флота. Они побывали на уроках мужества, пообщались с ребятами, посмотрели собранный ими материал. В этом общении и родилась идея создания музея подводного флота.

Начать решили с изучения биографий героев-моряков "Курска", сбора самого различного материала о них. Директор школы Тамара Викторовна Пашкова связалась с общественными организациями, бывшими подводниками с просьбой посодействовать. К немалому удивлению, откликнулись даже те, кто, казалось бы, и не мог знать об организации музея. В школу приезжали моряки с атомных подводных лодок "Ак Барс", "Казань". Был даже командир соединения атомных подводных лодок Северного морского флота Игорь Федоров. Каждый привозил какую-либо реликвию. Большей частью экспонаты музея пополнялись за счет земляков. Их приносили бывшие подводники, члены их семей.

Сегодня экспонатам школьного музея мог бы позавидовать любой городской музей. Здесь все настоящее. Аппарат подводного дыхания и андреевский флаг с "Ак Барса", морская роба и водолазные костюмы, ветросчет и психрометр, штурманский транспортир и магнитный компас, пеленгатор и погоны контр-адмирала, ружье для подводной охоты и макеты лодок "Курск", "Ак Барс". Здесь подлинные письма и фотографии, настоящие светильники с подводной лодки.

Вскоре стало ясно, что музею нужно отдельное помещение. К тому же у директора школы и ее заместителя Евгении Федоровны Майоровой возникла идея оборудовать музей в виде отсеков подводной лодки, с окнами-иллюминаторами, трапом, входом-люком (переборочной дверью) с настоящей подводной лодки. Он уже ждет своего часа.

Реализация проекта требовала финансовых вливаний, взять их было неоткуда. Однако инициатива школы не прошла незамеченной и была поддержана не только общественными организациями, но и теми, кто способен профинансировать проект. Такой организацией стало министерство по делам молодежи и спорту. И теперь музей постепенно приобретает тот вид, что был задуман с самого начала.

Экспонаты все прибывают, как прибывает и в полку друзей музея. Здесь всегда ждут сотрудничества от бывших и действующих подводников.

Владимир ТИЛЛЬ.